Благостная тишина Нового Афона в эти дни нарушена бунтом черноризцев.
Фото PhotoXPress.ru
В церковной жизни Абхазии, кажется, назревает революция молодых. Направлена она против власти священника Виссариона Аплиа, клирика Абхазской и Сухумской епархии, несколько лет назад объявившего себя «управляющим» самопровозглашенной, но не признанной православным миром Абхазской Церкви.
Группа активистов запланировала на 15 мая так называемое церковно-народное собрание, на котором предполагается сообща решить вопрос о будущем абхазского православия. На мероприятие ждут несколько тысяч человек – как местного духовенства, так и мирян. По мысли организаторов, собрание должно приостановить деятельность Аплиа, а также обратиться с призывом о переговорах к каноническим Православным Церквам и созданию специальной межцерковной комиссии.
В Абхазии сложилась ситуация, когда епархия, канонически относящаяся к Грузинской Церкви, отвергает клириков, поставленных Патриархом в Тбилиси. Поэтому не удивительно, что инициаторы церковно-народного собрания стараются найти выход из создавшегося положения, для чего считают необходимым наладить диалог между Церквами, чтобы верующие республики вышли из изоляции, которую сохраняет все годы после войны начала 90-х годов Виссарион Аплиа.
Русская Церковь на словах не подвергает сомнению каноническое право Грузинского Патриарха на эту епархию, однако некоторые действия, а иногда и бездействие Москвы идут вразрез с этими принципами, что не остается незамеченным верующими Абхазии. Поэтому они ждут от Московской Патриархии более принципиальной позиции. Ждут они того, что сам Католикос всея Грузии Илия II наконец-то признает право верующих Абхазии не принимать на своей земле священников-грузин, учитывая тяжелое наследие противостояния двух народов.
Катализатором протестов стало назначение нового настоятеля в Ново-Афонский монастырь святого апостола Симона Кананита. Как сообщает местная пресса, 31 марта в обитель прибыл игумен Ефрем (Виноградов) и объявил о своем назначении настоятелем и смещении с этого поста иеромонаха Андрея (Ампара). Монахи обители и жители близлежащих селений сочли игумена Ефрема, священнослужителя Московского Патриархата, назначенцем РПЦ и собрались 4 апреля на сход, где выступили против нового настоятеля.
Формально назначение игумена Ефрема состоялось по решению совета Сухумо-Пицундской епархии самопровозглашенной Абхазской Православной Церкви. Между тем 6 апреля совет епархии обратился к верующим с обращением, где сообщалось, что кандидатуру игумена Ефрема поддержал Московский Патриарх: «16 марта с.г. отец Виссарион (Аплиа. – «НГР») и отец Ефрем были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который удовлетворил просьбу абхазского священства и благословил игумена Ефрема на служение в Абхазии». Именно это место в документе возмутило тех, кто выступил против нового настоятеля, якобы утвержденного Москвой в обход канонических правил.
Как сообщают информированные источники, на ситуацию обратил внимание Грузинский Патриарх Илия II, который в начале апреля несколько раз пытался связаться по телефону с Патриархом Кириллом. Однако объясниться главам двух братских Церквей по неизвестной причине не удалось. Тогда Католикос связался с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Иларионом (Алфеевым), который ему заявил, что РПЦ не имеет никакого отношения к происходящему на Новом Афоне. После этого Грузинская Патриархия выступила с заявлением, что Москва игумена Ефрема в Свято-Симонов монастырь не отправляла. Однако представители протестной группы удивляются, почему сама Московская Патриархия до сих пор не сделала никакого официального заявления по столь щекотливому делу, при том что в ситуации замешаны священнослужители РПЦ.
«НГР» обратились в структуры Московского Патриархата, чтобы прояснить ситуацию. Прежде всего необходимо было выяснить, принимал ли 16 марта Патриарх Кирилл священника Виссариона Аплиа и игумена Ефрема (Виноградова) в Москве. «Я о такой встрече ничего не знаю, – ответил нам глава пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. – Если она и проходила, то не на официальном уровне, а в частном порядке». Результаты переговоров с ОВЦС оказались еще более скромными. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отказался отвечать на вопросы «НГР», сославшись на занятость перед Пасхой.
Вместе с тем на сегодня запланирована пресс-конференция с участием протоиерея Балашова, посвященная предстоящей поездке Патриарха Кирилла на Чернобыльскую АЭС. Видимо, для сотрудника ОВЦС эта тема кажется более значимой, чем ситуация в Абхазии. Кроме того, телефон службы коммуникации ОВЦС в последние дни перед сдачей номера в печать перманентно находился в режиме автоответчика.
Но вернемся к хронике абхазского противостояния. В ответ на обращение руководства Абхазской епархии монахи Ново-Афонского монастыря выступили со своим заявлением. «Мы, братия и насельники: монахи, иноки и послушники монастыря святого апостола Симона Кананита в городе Анакопия–Новый Афон – собрались на Духовный Собор в лето от Рождества Христова 2011, 4 апреля, разрешая насущные и необходимые вопросы, единодушно и единым сердцем постановили: 1. В соответствии с древней традицией, от святых Отцов Святой Горы Афонской к нам перешедшей, и согласно изначальному Уставу братства монастыря мы избираем нашим Отцом и Настоятелем иеромонаха Андрея (Ампар)...» – говорится в документе.
Служители монастыря апеллируют к его уставу, принятому еще в XIX веке, согласно которому настоятелем монастыря может быть только его постриженик и только по решению братии монастыря. Игумен Ефрем, как говорят, был пострижен на Валааме, и вообще неизвестно, кто ему дал отпускную грамоту на служение в Ново-Афонской обители. В свою очередь, Виссарион Аплиа и его единомышленники утверждают, что предыдущий настоятель, иеромонах Андрей (Ампар) – также клирик РПЦ, и именно поэтому потребовалось благословение Московского Патриарха на смену священноначалия монастыря.
Новый Афон – не только православная святыня, но и источник доходов от паломничества и туризма. Фото PhotoXPress.ru |
Наконец, 15 апреля состоялось заседание Общественной палаты Абхазии, участники которого обратились к абхазскому духовенству с предложением отменить решения церковного совета Пицундской и Сухумской епархии о назначении игумена Ефрема и смещении с должности иеромонаха Андрея. Как сообщают осведомленные источники в Сухуме, Виссарион Аплиа на заседании Общественной палаты отсутствовал.
Обе стороны в эти дни мобилизуют своих сторонников: одни – чтобы провести церковно-народное собрание 15 мая, а другие – чтобы его сорвать. Как бы ни разворачивались события в дальнейшем, в абхазском православии сложилась явно кризисная ситуация.
Православные верующие республики не желают больше находиться в изоляции от остального православного мира. Они хотят иметь признанный всеми поместными православными Церквами статус. Вместе с тем местная православная общественность не готова принимать священников ни из Грузии, ни из России. В республике выросло целое поколение священнослужителей, абхазов по национальности, которые в начале 90-х годов были еще молодыми людьми и не могли влиять на ситуацию в церковной жизни. За прошедшие годы они получили хорошее образование в православных духовных школах разных стран, приобрели опыт служения в монастырях и на приходах как Московского Патриархата, так и тех Церквей, где доминирует греческая традиция.
Важное значение в мотивах возникшего противостояния имеет вопрос о принадлежности абхазских святынь и связанного с ними массового паломничества в республику верующих из России. При обителях строятся паломнические центры, создается иная инфраструктура, проблему принадлежности которой пока никто не снимает с повестки дня.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что кризис в Ново-Афонском монастыре разгорался на фоне визита президента республики Сергея Багапша в Турцию, где он встречался с мусульманской абхазской диаспорой. Православная общественность опасается роста влияния ислама в республике, и это тоже подталкивает ее к активным действиям.
Кажется, именно сейчас новое поколение абхазских православных священнослужителей, многие из которых пребывают ныне за пределами республики, почувствовало в себе силы самим решать судьбу абхазского православия и одновременно с этим узость и неудобство того положения, в которое поставило епархию нынешнее церковное руководство.