0
1715
Газета События Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Поспешный вывод

Михаил Ситников

Об авторе: Михаил Николаевич Ситников - журналист.

Тэги: рпц, памятники, музей


рпц, памятники, музей Глава Росимущества Юрий Петров и Патриарх Кирилл 22 марта подписали договор о передаче Новодевичьего монастыря Церкви.
Фото www.patriarchia.ru

Создается впечатление, что обсуждение законопроекта о возвращении РПЦ памятников культуры религиозного назначения и процесс их фактической передачи происходят сегодня независимо друг от друга. Такую парадоксальность можно наблюдать на примере историко-архитектурного комплекса музея «Новодевичий монастырь», включенного в список культурных объектов всемирного значения ЮНЕСКО. Еще 16 марта объединенная комиссия Государственного Исторического музея, Министерства культуры и РПЦ составила опись недвижимых памятников, расположенных на территории музея. Тогда же был определен и срок, в течение которого чиновники намеревались провести поэтапную передачу объектов Церкви: здания должны пройти специальную экспертизу и постепенно передаваться на государственное хранение до декабря 2010 года. Лишь после перевода из разряда памятников в обычный нежилой фонд их намерены передавать Церкви. Правда, в помещениях останутся элементы декора, древние фрески и иконостас, ориентировочная стоимость одного лишь материала которых (драгоценных металлов и камней) оценивается в сотни миллионов долларов. Но это отдельный вопрос, так как находящиеся в помещениях экспонаты – одна из крупнейших музейных коллекций, целостность которых защищена законом. До конца года надо успеть провести экспертизу всего правительственного мероприятия в целом на предмет соответствия его действующему законодательству.

Тем не менее уже 22 марта в патриаршей резиденции в Москве Патриарх Кирилл и глава Росимущества Юрий Петров подписали некий договор о «передаче архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Церкви». О мероприятии широко сообщается в СМИ как о свершившемся факте передачи. Понятно, что, хотя церковная организация пользуется помещениями комплекса давно, действительности это, мягко говоря, еще не соответствует. Но впечатление, что вопрос «где-то» уже решен, а установленные сроки – просто фикция, становится отчетливее.

Патриарх Кирилл 31 марта посетил Государственный музей имени Андрея Рублева, где встретился с его руководством. По впечатлениям музейщиков, ансамбль Патриарху явно приглянулся. Он высоко оценил облик и состояние историко-архитектурного комплекса, не скрыл восхищения при виде древних икон, представленных в экспозиции музея. В отличие от огульных суждений тех, кто громче всех ратует за безусловное изъятие икон из музеев с последующей раздачей их по храмам, Патриарх не скрывал, что считает рассредоточение такой музейной сокровищницы недопустимым. «Конечно, все это никак нельзя разъединять, все должно остаться на месте», – сказал глава РПЦ.

Однако уже на следующий день, вспоминая об этом эпизоде в беседе с премьером Владимиром Путиным в Ново-Огареве, Патриарх заметил: «Это не значит, что, как нам кажется, в монастырях должны быть светские учреждения до бесконечности, что иконы должны находиться в запасниках, когда есть возможность их использовать по прямому назначению. Церковь никогда не преследует узкоцеховых интересов. Она должна заботиться о народе и об обществе».

Основной аргумент, выдвигаемый Церковью в обоснование своих претензий на культурное наследие, – регулярные заявления о том, что она сама сумеет их сохранить. Но во владении Церкви, претендующей сегодня на музейные объекты, в силу разных обстоятельств и без того сосредоточены уже громадные ценности. Однако, за исключением нескольких редчайших случаев на всю страну, когда они находятся под присмотром специалистов, религиозная организация не в состоянии обеспечить им подобающую сохранность. В переданных в 90-е годы храмах и монастырях в результате произвольных «реконструкций», оснащения изначально «холодных» помещений отоплением в храмах нарушается температурно-влажностный режим. В результате осыпаются древние фрески, вздуваются и гибнут иконы. Замена белокаменных полов гранитными и мраморными плитами, уложенными на бетон, нарушает уровень влаги в стенах, где начинает развиваться грибок. Кроме того, фрески, образцы подлинной иконописи и декор зачастую сбиваются или замазываются, переписываются случайными «мастерами» на вкус епархиального начальства. При этом выглядят нелепо упреки собственного государства в светскости – этом культурном достижении цивилизованного мира, открывающем в числе прочего широкие перспективы для развития религиозных культур.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1054
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
891
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1618
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
728

Другие новости