Село Никольское. Здесь члены религиозной общины жили до того, как добровольно заточить себя под землей.
Фото Reuters
К переговорам с затворниками, ожидающими «конца света» в подземном укрытии близ села Никольское Пензенской области, подключаются сотрудники Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Накануне группа московских специалистов прибыла на место разыгравшейся драмы. Задача минимум – оценить ситуацию и установить контакт с обитателями бункера. Максимум – убедить их подняться на поверхность. Повлиять на ситуацию могли бы профессиональные переговорщики из спецслужб, однако о таких планах пока не известно.
Как сообщил «НГ» представитель пресс-службы Государственного научного центра им. Сербского Мухамед Кадеров, специалисты из Москвы выехали в Пензенскую область еще в воскресенье. Группу, в которую вошли 15 сотрудников учреждения, в том числе пять докторов наук, возглавляет заместитель директора по научной работе Зураб Кекилидзе.
«Основная цель поездки – на месте оценить ситуацию, а также попытаться убедить людей покинуть подземное убежище», – пояснил Кадеров. Кроме того, по его словам, сотрудники Центра им. Сербского взяли с собой «специальную литературу по психиатрии в чрезвычайных ситуациях» и планируют «провести цикл тематического совершенствования» для пензенских коллег, которые участвуют в переговорном процессе. «Неизвестно, как долго все это продлится. Поэтому местные специалисты должны сами быть готовы к любому развитию ситуации», – отметил представитель пресс-службы ГНЦ. Мухамед Кадеров затруднился сказать, когда именно эксперты института попытаются вступить в переговоры с затворниками. «Предварительно они оценят обстановку и уже потом будут принимать какие-то решения», – отметил он.
Удастся ли московским психиатрам убедить отшельников оставить подземелье или хотя бы отпустить детей, пока сказать трудно. Уже почти месяц ожидающие майского Апокалипсиса затворники (по разным данным, от 29 до 37 человек) отказываются идти на любые контакты «с миром» и угрожают сжечь себя, в случае если к ним попытаются применить силу. Повлиять на людей до сих пор не могут ни местные власти, ни милиция, ни представители духовенства. Окажут ли со своей стороны профессиональную помощь сотрудники ФСБ РФ, специализирующиеся на переговорах с неадекватно ведущими себя гражданами, также неизвестно. Во всяком случае, в ЦОС ФСБ никакой информации на этот счет вчера получить не удалось, хотя известно, что именно в этой спецслужбе имеются наиболее эффективные переговорщики.
Потерпел фиаско и депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Николай Дубовик. В воскресенье он специально прибыл в Россию, чтобы встретиться с двумя соотечественницами – Ольгой Денисович и Валентиной Понедельник, ожидающими конца света в Никольском. Женщины не успели попасть в подземелье и вместе с тремя детьми забаррикадировались в одном из заброшенных домов. Парламентарий пытался убедить их вернуться на родину, но безуспешно. Отказались они и от помощи сотрудника консульского отдела посольства, который предлагал оформить все необходимые для возвращения домой документы, пишут «Белорусские новости». Встретиться с десятью гражданами Белоруссии, находящимися в пещере, депутату не удалось.
Между тем о расследовании уголовного дела, возбужденного в связи с событиями в Никольском, известно до сих пор очень мало. Помощник руководителя управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пензенской области Мария Орлова сообщила «НГ», что «обвинение пока никому не предъявлено». По ее словам, Петр Кузнецов (духовный лидер отшельников) в настоящее время «находится в психиатрическом стационаре для производства психолого-психиатрической экспертизы». Как долго она продлится, Орлова не знает: «Каждый случай индивидуален, поэтому даже предположительно никаких сроков назвать не могу. Все зависит от экспертов».
Представитель следственного управления не подтвердила информацию о том, что Кузнецова собирались привлечь в качестве посредника в переговорах с его последователями. «Об этом речь не идет, – отметила Мария Орлова. – Это закрытый стационар, и выпускать кого-то из него, даже ненадолго, никто не будет. Пока с Кузнецовым работают только медики».