Авария ракеты-носителя «Протон», из-за которой вчера японский спутник связи не смог выйти на орбиту, может подтолкнуть власти Казахстана поставить вопрос перед Россией о пересмотре соглашения о запусках ракет с космодрома Байконур. Как заявил вице-министр охраны окружающей среды республики Зейнулла Сарсембаев, «мы будем ужесточать требования к российской стороне, арендующей космодром, по охране окружающей среды». На запуски «Протонов» с Байконура введен временный запрет.
На высоте 76 километров Российская ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту японский коммерческий телекоммуникационный спутник JСSat 11, стартовала с Байконура в четверг в 2.43 по московскому времени. На 139-й секунде полета на высоте 76 км у ракеты отказали двигатели второй ступени. «Остатки ракеты упали в безлюдном районе, который находится в 50 км юго-западнее г. Джезказган (Карагандинская область. – «НГ»)», – сообщается на сайте Роскосмоса. По предварительным данным, жертв и разрушений нет.
Спутник, принадлежавший компании JSAT Corp, предназначался для обеспечения связи и трансляции цифровых телепередач пользователям на территории Японии, Азиатско-Тихоокеанского региона и на Гавайях. Он должен был стать резервным аппаратом в составе орбитальной группировки JSat и проработать на орбите 15 лет.
По предварительным данным, авария произошла из-за нештатной работы двигателя ракеты, сообщил РИА Новости источник на Байконуре. Из-за этого не произошло отделение второй ступени ракеты-носителя. Председатель Национального аэрокосмического агентства Казахстана Талгат Мусабаев уточнил, что к отключению двигателей второй ступени привел «отказ рулевых машин, которые управляли вектором тяги и были обесточены». «К счастью для нас, основное количество топлива гептил было сожжено», – сказал Мусабаев, отметив, что «таким образом, нам удалось избежать еще худших последствий».
Для расследования причин и ликвидации последствий аварии в республике созданы две комиссии: правительственная – во главе с министром по ЧС Казахстана Виктором Храпуновым (в ее состав вошли химики, радиологи, ветеринары и экологи) и региональная, которую возглавляет первый заместитель главы области Берик Камалиев. В Джезказгане также работает оперативный штаб, который координирует деятельность оперативных подразделений на месте происшествия. Вчера туда прибыл вице-министр МЧС Казахстана Валерий Петров, а также представители российского НПО «Машиностроение». Экспертам российско-казахстанской комиссии предстоит обследовать местность в зоне падения обломков ракеты и дать предварительную оценку о количестве попавшего в землю гептила. Это нужно для того, чтобы определить размер нанесенного республике экологического ущерба.
Казахстан усмотрел «систему».То, что России придется заплатить за неудачный старт своей ракеты, дал понять вчера премьер-министр Казахстана Карим Масимов. «Экологический ущерб, который нанесен нашей республике, будет полностью возмещен», – цитирует главу правительства ИА «Казахстан сегодня». Оно же приводит заявление вице-министра охраны окружающей среды Зейнуллы Сарсембаева. По его словам, «в течение последних десяти лет произошло шесть внештатных ситуаций, серьезнейших ситуаций. Мы это оцениваем не как разовые случаи. Это больше похоже на какую-то систему». Сарсембаев не исключил, что требования по охране окружающей среды к российской стороне будут ужесточены. Пока же Астана ввела временный запрет на запуски российских ракет с Байконура. «Аварийный запуск «Протона-М» означает автоматическое введение запрета на его запуски с Байконура до выяснения всех обстоятельств. Это закреплено в российско-казахстанском соглашении», – заявил в четверг специальный представитель президента Казахстана на космодроме Байконур Адильбек Басекеев.
Какую сумму потребует Казахстан от России после неудачного запуска «Протона», пока неизвестно. «Мы не против возмещения ущерба, если он будет установлен, – заявил «НГ» пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. – Но надо сначала разобраться, был ли ущерб». Как пояснил представитель агентства, части носителя «упали в той полосе, которая для этого и отведена. А если был взрыв, то топливо должно было просто выгореть и испариться еще до падения обломков на землю». По словам Воробьева, для получения ответов «на все вопросы может потребоваться около месяца». При этом он напомнил, что «и запуск ракеты, и сам спутник были застрахованы», не уточнив, однако, на какую сумму и какими компаниями.
Между тем японская компания JSAT оценивает свой ущерб от потери спутника как незначительный, объясняя, что страховые выплаты покроют все расходы. Также, как заявила пресс-служба JSAT, не будет негативных последствий для обеспечения связи и вещания: «Новый аппарат должен был сменить уже работающий на орбите, однако и прежний функционирует надежно». Запуск «Протона-М» также был застрахован. Сумму – 300 млн. долл. – обнародовал вчера зампред правления компании «Русский страховой центр» Вячеслав Шабалин. «Мы являемся страховщиками по этому пуску в отношении ответственности перед третьими лицами. Наш представитель включен в состав межведомственной комиссии, расследующей обстоятельства аварии «Протона-М», и после определения и согласования всех параметров нанесенного ущерба мы готовы произвести все положенные выплаты», – сказал Шабалин.
Возможные последствия. По информации «НГ», из-за возможного запрета или переноса коммерческих пусков «Протонов-М» Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева может понести серьезные убытки. В 2006 году эти потери из-за февральской аварии, по прогнозам специалистов, могли составить около 180 млн. долл. Кроме того, может быть подвергнута определенному сомнению надежность самой РН. Это тем более важно, что у центра Хруничева до конца 2013 года заключен контракт на вывод на орбиту пяти космических аппаратов для контролируемой США международной орбитальной группировки SES. Первый старт в рамках этой программы должен состояться в 2009 году.
Авария «Протона-М» также может скорректировать планы по развертыванию
орбитальной группировки спутников ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая
система), заявил агентству «Интерфакс-АВН» источник в ракетно-космической
отрасли России. «В октябре и декабре 2007 года на орбиту планируется вывести
шесть космических аппаратов ГЛОНАСС. Однако в связи с аварией и последующим
запретом Казахстаном на запуски с Байконура ракет-носителей «Протон» эти планы
могут быть пересмотрены», – сказал собеседник агентства. Он отметил, что перенос
запусков может произойти, если расследование причин аварии затянется на
несколько месяцев.
По той же информации, аппараты ГЛОНАСС должны быть
доставлены на космодром Байконур 10 сентября. Запуск двух блоков по три
космических аппарата ГЛОНАСС с помощью ракеты-носителя «Протон-К»
(предшественник «Протона-М») планируется выполнить в конце октября и в декабре.
Таким образом, орбитальная группировка ГЛОНАСС в конце года должна возрасти до
17 аппаратов.