Юрий Чайка готов потребовать экстрадиции заказчика убийства Анны Политковской.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера в Ново-Огареве перед президентом России Владимиром Путиным отчитался генеральный прокурор Юрий Чайка. В частности, он доложил об арестах десяти человек по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Подробности Юрий Чайка позже изложил на пресс-конференции. Но, как полагают в «Новой газете», аресты еще не завершены.
Во главе организации убийства Политковской стоял лидер московской преступной группировки, выходец из Чечни, специализирующийся на совершении заказных убийств, – с таким утверждением выступил на пресс-конференции в понедельник Юрий Чайка. По версии Генпрокуратуры, к убийству американского журналиста Пола Хлебникова и первого заместителя председателя Банка России Андрея Козлова могла быть причастна та же преступная группировка, что и к гибели Анны Политковской.
А по имеющейся в распоряжении «НГ» информации, этот выходец из Чечни, о котором идет речь, имеет еще более приметную биографию. По данным «НГ», в свое время этот человек имел преступный бизнес в Ачхой-Мартановском районе, был связан с районным руководителем, который подозревался в торговле людьми и поддерживал отношения с Борисом Березовским (в бытность того заместителем секретаря Совбеза России, в компетенцию которого входило и решение вопросов «чеченских» заложников).
Анна Политковская была убита в подъезде своего дома в центре Москвы 7 октября 2006 года. Согласно основной версии следствия, убийство было связано с ее профессиональной деятельностью. Убийство обозревателя «Новой газеты» «было раскрыто за 10 месяцев совместно с МВД РФ при помощи российской ФСБ», отметил генпрокурор. Арестованы десять человек – это непосредственные организаторы, пособники и исполнители преступления, уточнил он. Юрий Чайка отметил, что среди задержанных есть непосредственный убийца Политковской. Кроме того, он сказал, что входящий в группировку человек чеченского происхождения «в определенной степени может иметь причастность к похищениям военнослужащих и других лиц и получению денежных средств за их выкуп».
Как подтвердила агентству РИА Новости руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева, Басманный суд Москвы действительно санкционировал арест восьми человек по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. «В слежке и в предоставлении информации (для преступной группы) принимали участие, к сожалению, бывшие и действующие сотрудники Министерства внутренних дел и сотрудники Федеральной службы безопасности», – сказал Юрий Чайка журналистам. По его словам, «существовали две группы слежения, когда одна из них следила за журналисткой, вторая контролировала первую, и наоборот».
Cреди задержанных есть несколько бывших сотрудников ГУВД Москвы и МВД РФ – об этом сообщили в пресс-центре МВД России. «Были установлены и бывшие сотрудники милиции, ранее проходившие службу в ГУВД по г. Москве, которые занимались сбором информации о лицах в интересах заказчиков и исполнителей убийства А.Политковской, что способствовало установлению исполнителей, посредников и других соучастников данного преступления», – говорится в сообщении пресс-центра. В документе отмечается, что один из задержанных «до недавнего времени являлся действующим сотрудником МВД».
Что касается мотивов убийства журналистки, то их, по словам генпрокурора, могли иметь лица, находящиеся за пределами России. Как считает Юрий Чайка, заказчиками могли двигать «заинтересованность в дестабилизации обстановки в стране, изменении конституционного порядка, формировании в России кризиса, возврате к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи, дискредитации лидеров российской государственности и в провоцировании внешнего давления на руководство нашей страны». При этом он отметил, что сама Политковская была знакома с заказчиком убийства. «Знала и встречалась», – сказал прокурор. Он заявил, что после сбора более подробных доказательств в отношении заказчика убийства, Генпрокуратура направит поручение о его экстрадиции. «Когда мы соберем более полные доказательства в отношении заказчика и будем иметь возможность предъявить ему обвинение, бесспорно, такие шаги будут нами предприняты, – сказал генпрокурор. – Что касается имен исполнителей и заказчика, то их назвать, естественно, я не могу».
Аресты по этому делу не стали новостью для сотрудников «Новой газеты», сказал «НГ» шеф-редактор издания Сергей Соколов. «Поскольку мы не процессуальное лицо, нам Генпрокуратура ничего не сообщает, но мы проводим собственное расследование и ставим об этом в известность Генпрокуратуру, – объяснил он. – Аресты были проведены не сегодня, громкие заявления нас не удивили». Сергей Соколов уточнил, что, несмотря на очевидный успех в деле, это только рабочий момент, и главное сейчас – «доказывать вину тех, кто арестован, а это достаточно долгое занятие. Необходимо, чтобы все фигуранты дошли до суда». Шеф-редактор также заметил, что скорее всего это не последние аресты.
В свою очередь, Юрий Чайка пообещал президенту, что буквально в ближайшее время всем арестованным будет предъявлено обвинение в совершении этого тяжкого преступления. Что касается обещанного вознаграждения за информацию по делу об убийстве, то деньги остались нетронутыми, уточнил генпрокурор.
Таким образом, можно констатировать, что громкие претензии в адрес действующих российских властей в том, что они якобы могли иметь какой-то интерес в деле об убийстве Анны Политковской, оказались несостоятельными. Единственная, насколько можно судить, претензия, которую можно предъявить, – это сроки расследования: почти год. А с другой стороны, мировой опыт следствия имеет примеры, когда поиски преступников растягивались на десятилетия. Да и в России есть дела, которые не закрыты до сих пор – хотя сроки перевалили на второй десяток, как, например, дело об убийстве Влада Листьева...
Юрий Чайка о резонансных делах
О теракте в Театральном центре на Дубровке: «Следствие по этому делу продолжается».
Об убийстве Пола Хлебникова: «К убийству Пола Хлебникова могла быть причастна та же самая группировка, которая виновна в гибели Анны Политковской».
Об убийстве зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова: «В настоящее время следствие по делу завершено, семь обвиняемых и 14 их защитников знакомятся с материалами уголовного дела. Практически все уже ознакомились с материалами дела, за исключением обвиняемого Френкеля и десяти его защитников. Как только они завершат ознакомление, дело немедленно будет передано в суд».
О рейдерских захватах предприятий в Санкт-Петербурге: «Начав эту работу, мы сразу же столкнулись в Санкт-Петербурге с откровенным предательством служебных интересов как со стороны своих сотрудников, так и со стороны некоторых чиновников в органах государственной власти, отдельных руководителей и оперативных работников правоохранительных органов».
О скандальном видеоролике с убийством под свастикой: «Согласно информации, поступившей из МВД, источник размещения видеоролика в интернете находился в Германии, а затем он был размещен на российском сегменте в Майкопе».
Об экстрадиции Ахмеда Закаева: «...вопрос не снят с повестки дня. Мы считали и считаем его одним из лидеров вооруженных формирований – преступных, террористических».
О Леониде Невзлине: «Израильский суд принял беспрецедентное решение, обязав прокуратуру и службу миграции в течение четырех месяцев исполнить поручение российской Генпрокуратуры и поставить все точки над i. Значит, мы ждем исполнения судебного решения».
О Борисе Березовском: «Мы уверены, что нам удастся переломить ситуацию и с Великобританией. Тем более что в этом вопросе нам самым серьезным образом помогают коллеги из Швейцарии, Франции и Бразилии, на территории которых Березовским также совершались преступления».
О деле Литвиненко: «...свое расследование мы продолжаем. Хочу еще раз подтвердить, что, если в соответствии с международным правом нам будут представлены материалы, свидетельствующие о виновности какого-либо российского гражданина, мы расследуем все обстоятельства и виновные в совершении преступления предстанут перед российским правосудием».
О новом деле Ходорковского и Лебедева: «...ни Ходорковским, ни Лебедевым, ни их защитой предъявленные обвинения практически не оспариваются, а избрана тактика, направленная на затягивание процесса. В дело по их инициативе вводятся новые адвокаты, которым соответственно требуется время для ознакомления с материалами».
О деле руководителей ФОМС: «Расследование идет активным образом. Директор, четыре его заместителя, три начальника управления, большинство арестованы».
О деле Адамова: «Суммарный ущерб от действий, рассматриваемых в рамках уголовного дела по бывшему главе Минатома России Адамову, оценивается на сумму, превышающую 18 млн. долл.».