Россиянин Андрей Луговой несет ответственность за гибель бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося ровно шесть месяцев назад в одной из лондонских клиник от отравления полонием-210. К такому выводу накануне пришла Королевская прокуратура Великобритании, изучив итоги полугодового расследования загадочной смерти бывшего агента российских спецслужб, которое вели детективы антитеррористического подразделения Скотленд-Ярда. Глава прокурорской службы Соединенного Королевства Кен Макдональд, а также министр иностранных дел страны Маргарет Беккетт во вторник заявили, что будут добиваться экстрадиции Лугового для предания его британскому правосудию по обвинению в умышленном отравлении. Между тем генпрокурор РФ Юрий Чайка ранее отверг такую возможность, заявив, что Россия не выдает своих граждан.
О том, что у Королевской прокуратуры есть достаточные основания для предъявления Луговому обвинения в убийстве Литвиненко, Кен Макдональд заявил во вторник утром на специальной пресс-конференции в Лондоне. Основные тезисы его выступления содержатся в пресс-релизе, переданном вчера «НГ» пресс-службой Королевской прокуратуры Великобритании. Примечательно, что в нем ничего не говорится о Дмитрии Ковтуне, который также присутствовал на роковой для Литвиненко встрече в лондонском отеле Millennium и одно время фигурировал вместе с Луговым в качестве главного подозреваемого в отравлении.
«Я сегодня пришел к выводу, что доказательства, предоставленные нам полицией, достаточны для того, чтобы обвинить Андрея Лугового в убийстве господина Литвиненко путем его преднамеренного отравления», – заявил сэр Макдональд, отметив, что «судебное преследование по этому делу безусловно является предметом общественного интереса». «В данных обстоятельствах я поручил юристам Королевской прокуратуры немедленно предпринять шаги, необходимые для скорейшей экстрадиции Андрея Лугового из России в Великобританию, с тем чтобы ему было вынесено обвинение в убийстве и он предстал перед судом в Лондоне», – подчеркнул глава Королевской прокуратуры.
В поддержку решения Королевской прокуратуры высказался генеральный прокурор Великобритании Питер Голдсмит. А глава МИД Великобритании Маргарет Беккетт, со своей стороны, обратилась к послу России Юрию Федотову с просьбой о «полном сотрудничестве» в выдаче Лугового британскому правосудию. «Это тяжкое преступление. Мы обращаемся к российским органам власти с просьбой оказать содействие в привлечении обвиняемого к уголовной ответственности в Великобритании и мы рассчитываем на это содействие», – говорится в заявлении Беккетт, распространенном вчера посольством Великобритании в Москве.
Между тем перспектива экстрадиции Лугового выглядит нереально, и в Генпрокуратуре РФ такую возможность исключают полностью. Как заявила вчера журналистам официальный представитель ведомства Марина Гриднева, «в соответствии со статьей 61 Конституции РФ гражданин РФ не может быть выдан другому государству». В то же время она не исключила, что Луговой все же может быть привлечен к уголовной ответственности, но только на территории России. Для этого, по словам Гридневой, необходимо, чтобы «российским законодательством была предусмотрена ответственность за аналогичное преступление». Но пока, по ее словам, «какие-либо официальные документы из Великобритании о предъявлении обвинения российскому гражданину и его экстрадиции по делу об отравлении Литвиненко в Генпрокуратуру не поступали».
В свою очередь, глава фонда «Правовые технологии ХХI века» Юрий Скуратов (генеральный прокурор РФ в 1995–2000 гг.) считает, что шансов привлечь Лугового к суду практически нет и максимум, что ему грозит, – возможность стать невыездным. «Если они (британские власти. – «НГ») передадут все материалы нам, то мы, опираясь на них, можем провести здесь свое расследование и наказать его (Лугового. – «НГ») здесь. Но, естественно, что по такому делу никто этого делать не будет, – заявил Скуратов «НГ». – Британцы, я думаю, объявят его в розыск через свое национальное бюро Интерпола, после чего он сможет выехать только в Белоруссию».
Сам Андрей Луговой продолжает настаивать на своей невиновности и заявляет, что выдвинутые против него обвинения имеют политическую подоплеку. «Я считаю это решение политическим, я не убивал Литвиненко, не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием», – заявил он во вторник Интерфаксу.