До вчерашнего вечера не поступало какой-либо официальной информации относительно причин заболевания директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара. Ничего не сообщалось также и о месте, где он проходит лечение. Информацию о том, что он мог быть отравлен в Ирландии радиоактивными изотопами, как и Александр Литвиненко в Лондоне, вчера опроверг пресс-секретарь Гайдара Валерий Натаров. Между тем опрошенные «НГ» специалисты полагают, что это могло быть не пищевое отравление, и усматривают возможность поражения организма Гайдара ртутью.
Валерий Натаров выразил «крайнее удивление» в связи с сообщениями о якобы имевшем место факте отравления Егора Гайдара «некими злоумышленниками, которые-де использовали какие-то изотопы». «За этой версией, по-видимому, стоит попытка создать еще одну псевдосенсацию с радиоактивными изотопами», – заявил Натаров Интерфаксу. По его словам, Егор Тимурович находится в Москве. «Состояние его здоровья удовлетворительное. В ближайшее время он намерен приступить к работе», – сказал пресс-секретарь. При этом он не отверг версию отравления как таковую.
Как пишет британская The Financial Times, Егору Гайдару стало плохо 24 ноября в Национальном университете Ирландии в Мэйнуте, куда он пришел, чтобы ответить на вопросы, связанные с его книгой «Гибель империи: уроки для современной России». Ирландские СМИ сообщают, что встреча длилась не более 10 минут, после чего российский политик пожаловался на недомогание и вышел. «Я выбежала за ним и увидела, что он лежит на полу без сознания, – рассказала корреспонденту The Financial Times Екатерина Гениева, одна из организаторов встречи. – У него была рвота с кровью и шла носом кровь в течение 35 минут». Егора Гайдара отвезли в больницу Джеймса Конноли в Бланшардстауне, где ему оказали помощь.
«Господин Гайдар провел у нас только одну ночь и выписался 25 ноября по собственному желанию в хорошем расположении духа», – сообщили «НГ» в департаменте по связям с общественностью, куда перенаправила звонок сотрудница дублинской больницы. Комментировать какие-либо медицинские подробности собеседник «НГ» отказался.
В свою очередь, советник российского посольства в Ирландии Андрей Недосекин пояснил корреспонденту «НГ», что «в госпитале господин Гайдар повел ночь и утро следующего дня. После чего по его просьбе был перевезен в посольство России. По предварительному медицинскому заключению, на тот момент прямой угрозы его жизни не было». По словам сотрудника дипмиссии, во время пребывания Гайдара в госпитале там постоянно находился российский консул. 26 ноября Гайдар отбыл в Москву. «Никаких обращений с его стороны в местные правоохранительные органы не было, поэтому никаких расследований не ведется, – отметил наш собеседник. – Ирландские врачи тоже никакой информации о причинах заболевания не давали, потому что подобное в Ирландии делается только с личного согласия пациента. Сам Гайдар на территории Ирландии происшествие не комментировал».
В Институте экономики переходного периода от каких-либо комментариев отказались. «Нам известно только то, что написано в Financial Times», – заявила корреспонденту «НГ» представитель пресс-службы института Ирина Сергеева. Она также сообщила, что конференция в Ирландии, во время которой произошло событие, освещаемое британским изданием, была организована Дублинским университетом и Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы. В «Иностранке» «НГ» подтвердили эту информацию. Однако сказали, что связаться с непосредственным организатором мероприятия – Екатериной Гениевой – невозможно, поскольку она до 1 декабря будет находиться в Санкт-Петербурге, где участвует в мероприятиях, приуроченных к 100-летию академика Дмитрия Лихачева.
Корреспонденты «НГ» обзвонили столичные медучреждения, имеющие высокую репутацию по части лечения токсикологических заболеваний, – ЦКБ Медицинского центра Управделами президента, НИИ им. Склифосовского и Центральный клинический военный госпиталь в Красногорске. Везде был один ответ: пациент с такой фамилией не поступал.
Между тем, как сообщила корреспонденту «НГ» дочь пострадавшего Мария Гайдар, ее отец находится в больнице. «Он просил не говорить, в какой именно», – сказала она, добавив, что врачи разрешили его посещать, но только ближайшим родственникам. Вместе с тем она отметила, что медики пока так и не поставили точный диагноз.
Специалисты-токсикологи не исключают, что недомогание Егора Гайдара могло быть вызвано отравлением, а не пищевой инфекцией. «Все симптомы говорят о том, что это вполне могло быть и отравление. Причем раз отмечена потеря сознания, возможно, что это яд, который влияет на нервную систему», – сказал корреспонденту «НГ» заведующий лабораторией петербургского Института токсикологии Сергей Колбасов, отметив, что «подобные признаки бывают при ртутных отравлениях». Однако, по его словам, «точный диагноз можно ставить, зная более подробно симптоматику и располагая результатами лабораторных анализов».