Адвокат Ганеева Владимир Самойлов убежден, что его подзащитного должны были освободить в зале суда.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Теперь уже экс-генерал МЧС и бывший заместитель Сергея Шойгу Владимир Ганеев приговорен вчера Московским окружным военным судом к 20 годам лишения свободы по обвинению в организации преступного сообщества, коррупции и вымогательстве с использованием служебного положения. Еще шесть офицеров МУРа, проходившие по тому же делу, получили от 15 до 20 лет лишения свободы. Помимо этого суд лишил всех осужденных воинских званий, а также правительственных наград. Как сказано в приговоре, назначая наказание, суд «учитывал как смягчающее обстоятельство» то, что подсудимые впервые привлекаются к уголовной ответственности, имеют малолетних детей, положительные характеристики с места работы, а также их состояние здоровья. Адвокат Ганеева Владимир Левин заявил после оглашения приговора, что будет обжаловать это решение и в случае необходимости дойдет до Европейского суда по правам человека. Такой же позиции придерживаются другие адвокаты.
С утра у здания суда были усилены меры безопасности. Около десяти сотрудников милиции находились у входа в здание, и столько же обеспечивали охрану и порядок в зале заседания. Сами обвиняемые были доставлены под конвоем спецназовцев в масках. Несмотря на то что оглашение приговора проходило в открытом заседании, в зал суда смогли пройти далеко не все. При том что на заседание было аккредитовано около двух десятков СМИ, в здание суда пустили строго ограниченное число представителей информагентств, телекомпаний и газет. По словам пресс-секретаря МОВС Евгения Комиссарова, такое решение было продиктовано скромными размерами помещения и другими причинами, суть которых представитель суда не пояснил.
«Суд установил, что в 1997 году Владимир Ганеев и Юрий Самолкин, используя свое служебное положение, с целью обогащения создали преступное сообщество для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, – сказал судья Владимир Чекушкин, оглашая приговор. – В ходе предварительного следствия были собраны убедительные доказательства того, что Ганеев и Самолкин осуществляли руководство преступного сообщества, а остальные обвиняемые – Евгений Тараторин, Николай Демин, Игорь Островский, Вадим Владимиров и Александр Брещанов – участвовали в преступном сообществе».
Помимо шестерых муровцев, представших перед судом, под следствием находятся еще трое: Валерий Демин, Александр Евстигнеев и Юрий Козар. Они были задержаны позже, и их дело будет рассмотрено судом отдельно. Еще один подозреваемый Владимир Лысаков скрылся от следствия и находится в розыске.
Уголовное дело о коррупции в правоохранительных органах было возбуждено 23 июня 2003 года после ареста сотрудниками Главного управления собственной безопасности МВД и ФСБ шести старших офицеров Московского уголовного розыска и начальника Управления безопасности МЧС генерал-лейтенанта Владимира Ганеева. По версии следствия, в 1997 году Ганеев, Тараторин, Лысаков и Самолкин создали организованную преступную группу, в деятельности которой приняли участие сотрудники УУР ГУВД Москвы: Демин, Островский, Владимиров, Евстигнеев, Козар, Брещанов и ряд других лиц. Как следует из материалов дела, в течение нескольких лет участники сообщества вымогали у руководителей различных коммерческих предприятий крупные суммы денег, угрожая применением физического насилия, незаконным привлечением к уголовной ответственности и созданием препятствий в деятельности этих предприятий. На полученные средства они приобретали дорогостоящую недвижимость и автомобили в России и за рубежом. Только из банковских ячеек, арендованных на имя обвиняемых, в ходе обысков было изъято около 3 млн. долларов.
Закрытый судебный процесс начался 14 февраля 2005 года в СИЗО «Лефортово». В качестве потерпевших и свидетелей было допрошено около 100 человек. Выступая в прениях, гособвинитель Вера Пашковская просила приговорить Ганеева к 25 годам лишения свободы, к такому же сроку наказания прокурор просила приговорить и Юрия Самолкина. Наименьший срок наказания – в виде 19 лет лишения свободы – гособвинитель просил назначить Александру Брещанову. Остальных четырех сотрудников МУРа гособвинитель просил осудить на 20 лет каждого. Адвокаты, в свою очередь, просили полностью оправдать подсудимых и освободить в зале суда.
В общей сложности чтение приговора заняло около 4 часов. Суд приговорил Владимира Ганеева и Юрия Самолкина к 20 годам лишения свободы, Александра Брещанова – к 15 годам, Николая Демина – к 18 годам заключения. Трое других сотрудников МУРа – Евгений Тараторин, Игорь Островский и Вадим Владимиров были осуждены на 16 лет лишения свободы каждый. Суд постановил, что все подсудимые должны отбывать наказание в колонии строгого режима. Кроме того, суд назначил Ганееву штраф в размере 100 тыс. рублей. В то же время гражданские иски, заявленные рядом пострадавших по делу, оставлены судом без рассмотрения.
═
Фигуранты «дела оборотней»
Под судом
Владимир Ганеев – генерал-лейтенант, окончил Рязанское училище ВДВ. Служил в Афганистане, с октября 1993-го – начальник Управления безопасности МЧС РФ. Член президиума общероссийской общественной политической организации «Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации».
Юрий Самолкин – полковник милиции, кандидат юридических наук, бывший заместитель начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия. Стаж работы в органах внутренних дел с 1976 года, в МУРе – с 1983 года. Награжден именным пистолетом от министра внутренних дел (2001), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени» (2000), медалью «850-летие Москвы» (1997).
Евгений Тараторин – полковник милиции, бывший заместиетль начальника оперативно-разыскной части № 2 при МУРе. Стаж работы в органах внутренних дел с 1980 года, в МУРе – с 1989 года. Награжден орденом «За личное мужество» (1994), орденом Мужества (1996), медалью «850-летие Москвы».
Николай Демин – подполковник милиции, бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. В органах внутренних дел с 1988 года, в МУРе – с 1993 года. Награжден орденом Мужества и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени».
Игорь Островский – подполковник милиции, бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. В органах внутренних дел с 1977 года, в МУРе – с 1983 года. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени» (2000).
Вадим Владимиров – подполковник милиции, бывший начальник отделения отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. В органах внутренних дел работает с 1981 года, в МУРе – с 1999 года.
Александр Брещанов – капитан милиции, бывший старший оперуполномоченный отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. В органах внутренних дел с 1996 года.
Под следствием
Валерий Демин – подполковник милиции, старший оперуполномоченный отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. В МУРе более 15 лет. Награжден орденом Мужества и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». В июне 2003 года объявлен в розыск. Арестован в сентябре 2005 года в Москве. Дело выделено в отдельное производство.
Александр Евстигнеев – подполковник милиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУРа. Награжден орденом Мужества и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». С июня 2003 года находился в розыске. Задержан летом прошлого года на Украине, экстрадирован. Дело выделено в отдельное производство. Срок содержания под стражей продлен до 26 октября 2006 года.
Юрий Козар – майор милиции, старший оперуполномоченный 5-го отдела 2-й ОРЧ МУРа. В органах внутренних дел с 1986 года, в МУРе – с 1995 года. С июня 2003-го находился в розыске, задержан в июле 2005 года в Москве.
В розыске
Владимир Лысаков – полковник милиции, бывший заместитель начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия. В органах внутренних дел с 1976 года, в МУРе – с 1983 года. Награжден именным пистолетом от министра внутренних дел (2001). Имеет награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени» (2000), медали «За безупречную службу» и «850-летие Москвы». В июне 2003 года объявлен в федеральный розыск.