Пропавший и найденный экспонат Анатолий Вилков (справа) назвал примером недостатков музейного хранения.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Икона Серафима Саровского конца XIX века, находившаяся среди похищенного из Эрмитажа, возвращена вчера одним из московских антикваров. Изображение преподобного, принадлежавшее императрице Александре Федоровне, представил журналистам на вчерашней пресс-конференции замглавы Росохранкультуры Анатолий Вилков. Подчеркнув уникальность вещи, он сообщил, что на золоченом окладе иконы имеются следы инвентарного номера, нанесенные фломастером и покрытые сверху лаком. «Видны также следы смытия номера, а в музейном инвентарном описании иконы была допущена неточность, – сказал он. – Все это – лишние свидетельства недостатков в хранении экспонатов и в состоянии музейных фондов».
В свою очередь, глава Росохранкультуры Борис Боярсков заявил, что в ближайшее время в крупных отечественных музеях пройдут дополнительные проверки учета и хранения фондов. «Проблемы с учетом возникают во всех федеральных музеях», – сказал он, не уточнив при этом, какие именно собрания стоят в плане первыми. А принимавший участие в пресс-конференции руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой сообщил, что на руководство Эрмитажа в связи с пропажей 221 экспоната будут наложены взыскания.
«Очевидно, что в Эрмитаже нарушались инструкции Минкульта от 1987 года по хранению экспонатов и собственные инструкции», – сказал Швыдкой, добавив, что по результатам более ранних проверок на Михаила Пиотровского были наложены три взыскания. «Есть вопросы и к службе безопасности музея...», – заявил также глава Роскультуры. – Проблема состоит в том, что служба безопасности хорошо защищала внешний периметр фонда хранилища, но к внутреннему перемещению вещей доступа не имела».
В то же время, по мнению Бориса Боярскова, «серьезные подвижки по расследованию и поиску вещей были достигнуты благодаря открытой позиции Росохранкультуры и дирекции Эрмитажа». Отвечая на вопрос корреспондента «НГ», как тогда можно прокомментировать несоответствие между первоначально появившейся информацией о пропаже «эмалей» и обнародованным позднее списком с уникальными иконами и драгоценными украшениями, он сказал: «Это проблема не в информировании Эрмитажем соответствующих структур, а в искажении информации в процессе передачи от одних людей другим. Мы сразу владели достоверной информацией о том, что, когда и где исчезло».
Как считает Боярсков, кража в Эрмитаже показала «неготовность всего музейного сообщества к современным экономическим условиям»... «Трагедия в Эрмитаже привела нас к осознанию многих проблем, в частности, к перекосу в выставочной деятельности крупнейших музеев». А Анатолий Вилков добавил, что «стремление музеев показать все самое лучшее, что у них есть, привело к тому, что хранители не занимаются своими прямыми обязанностями и научной работой, а готовят экспонаты к выставкам». В то же время Михаил Швыдкой считает, что «опасно сейчас начать относиться к музейным работникам как к опасности фондов»... «Пока мы не решим все проблемы, мы должны рассчитывать на человеческий фактор – самый надежный и самый уязвимый одновременно».
Говорить о реальной стоимости похищенного, по словам Анатолия Вилкова, невозможно. «Ни один музейный сотрудник никогда вам не назовет реальную стоимость предмета, потому что они никогда не собираются их продавать, и с этой точки зрения не дают им никакой оценки. Во-вторых, они плохо знают антикварный рынок, – пояснил он. – На мой взгляд, предмет стоит столько, сколько за него заплатили в настоящий момент. А поскольку здесь никто не собирается продавать, то можно судить об аналогах». Также присутствовавшая на встрече с прессой начальник управления культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры Анна Колупаева отметила, что сумма в 130 млн. руб., названная дирекцией Эрмитажа, возникла из «базовой оценки экспонатов». «В данном случае речь шла о предметах, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни – эти материалы имеют базовую оценку», – пояснила она.
По словам главы Росохранкультуры Бориса Боярскова, основная проблема крупных музейных фондов, в том числе эрмитажного – отсутствие современных средств учета ценностей. Как он говорит, приказ о создании электронной базы данных коллекции музея был подписан в 1999 году. «Но за семь лет было оприходовано только 153 тысячи единиц хранения из более чем 2 миллионов 800 тысяч. Если двигаться такими темпами, то современный учет будет достигнут через 70 лет».
Участники пресс-конференции отказались комментировать ход расследования похищенного в Петербурге. Единственное, что сообщил Анатолий Вилков, – в квартире одного из задержанных по подозрению в хищении найдены около 300 старинных икон. «Пока непонятно, имеют ли какие-то из них отношение к Эрмитажу», – сказал он. Информацию РИА Новости о том, что в Петербурге в последние дни обнаружены еще шесть пропавших экспонатов, чиновники прокомментировать не смогли. Всего, по данным информагентств, по делу задержаны трое подозреваемых. Возглавляет следственную группу, как передал Интерфакс, следователь по особо важным делам Владимир Кальчук, возглавлявший бригады по делам о терактах на Дубровке и на Пушкинской площади.