Мосгорсуд продолжил вчера рассмотрение по существу дела москвича Александра Копцева, устроившего 11 января 2006 года резню в синагоге Агудат Хасид Хабад на Большой Бронной улице. На втором заседании суд выслушал показания еще двух потерпевших и перешел к допросу свидетелей.
Стоит отметить разительные перемены в поведении подсудимого. В ходе предыдущего заседания Копцев несколько раз выступал с антисемитскими заявлениями, а во время допроса раввина Исаака Когана, рассказавшего про гонения на еврейский народ, попросил потерпевшего объяснить, почему, на его взгляд, люди так не любят евреев и откуда взялся антисемитизм. Вчера подсудимый, напротив, был молчалив и отвечал на вопросы судьи исключительно односложно.
Возможно, возымела действие «воспитательная беседа», которую провели адвокаты, а может быть, изменилось состояние и настроение Копцева. Еще перед началом слушаний его защитник Владимир Кирсанов, аргументируя свою просьбу удалить из зала телерепортеров, заявил, что его подзащитный страдает психическим расстройством и его настроение и поведение могут резко меняться под воздействием внешних раздражителей.
Вчера таких раздражителей было меньше. Заседание началось с допроса двух оставшихся потерпевших: 20-летнего таджикского рабочего Рахматулло Хужбекова и 75-летнего библиотекаря синагоги Вилена Столовицкого. Библиотекарь Столовицкий рассказал, что после того, как его перевели из реанимации в общую палату, он несколько дней не мог спать и «с ужасом думал о том, как такое возможно, что на 76-м году жизни к тебе подбегает и режет, как скотину, человек, которого ты никогда не видел и который тебя совсем не знает». Жена Столовицкого сказала, что с тех пор не было ни дня, чтобы ее муж не плакал при воспоминании о случившемся.
Затем суд перешел к допросу свидетелей. В первую очередь показания дали сотрудники охраны, дежурившие в тот день в синагоге на Большой Бронной. На предыдущем заседании раввин Коган рассказал судье о непрофессиональных действиях охраны. По словам раввина, когда он бросился за Копцевым на второй этаж, начальник охраны Георгий Куликов побежал в другую сторону, объяснив это тем, что преступник вооружен и ему тоже нужно оружие. По показаниям Когана, за то время, пока Куликов бегал за подкреплением, Копцев успел ранить еще троих посетителей и служителей синагоги.
Сегодняшние показания охранников во многом подтвердили предположения раввина о неадекватных действиях службы безопасности. Из рассказов секьюрити выходило, что начальник охраны, вместо того чтобы направить своих подчиненных на задержание Копцева, приказывал им рассредоточиться по зданию и блокировать все выходы из синагоги. В результате, пока охранники следили, чтобы из синагоги никто не выходил, Копцева обезвреживали прихожане и раввин, а охранникам только и осталось, что надеть на него наручники.