Расследование уголовных дел в отношении преступной группы, занимавшейся изготовлением и продажей фальшивых спецдокументов на автомобили, может привести оперативников в коридоры Государственной Думы. Как рассказали «НГ» в Департаменте собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ, парламентарии не только сами пользовались услугами мошенников, но и зачастую «сдавали в аренду» свои спецавтомобили людям, не имеющим никакого отношения к законотворческой деятельности. Впрочем, и сотрудники МВД, и адвокаты, и сами депутаты Госдумы считают, что привлечь к ответственности предприимчивых парламентариев практически невозможно.
Как сообщили «НГ» в ДСБ, оперативная разработка «автомобильных» аферистов началась еще около полугода назад. За это время оперативниками спецслужб и инспекторами ДПС на улицах Москвы были выявлены десятки машин-двойников с комплектами документов, в точности повторяющих документы на автомобили реальных чиновников.
По словам сотрудников ДСБ, в ходе таких проверок были установлены личности нескольких человек, пользовавшихся фальшивыми спецномерами. «Некоторые из них находятся в федеральном розыске за совершенные ранее преступления, – сообщили «НГ» в ДСБ. – Им предписания и удостоверения были нужны гораздо больше, чем разного рода бизнесменам. Имея на руках комплект таких документов, они могли спокойно передвигаться по городу без проверок и досмотров». Однако задержать самих владельцев автомобилей не удалось: «В задержанных машинах были только водители, у которых на руках была рукописная доверенность и которые зачастую не имели никакого представления о тех, кого они возят».
Вторая категория клиентов автомобильных аферистов – депутаты Госдумы. «На депутатских машинах мы тоже обнаруживали такие номера, – рассказали «НГ» в ДСБ. – Например, один из действующих депутатов Госдумы ранее работал в одном из российских регионов. Он занимал там серьезную должность, по которой ему позволялись флаговые номера. Потом он избрался в Госдуму, переехал в Москву, но номера захотел точно такие же, как были у него в регионе. А поскольку здесь ему официально никто их сделать не может, он заказал себе дубликат своих же номеров. Получается, что и сам депутат в Москве, и человек, занявший его должность в регионе, ездили с абсолютно одинаковыми флаговыми номерами».
Впрочем, как подчеркивают сотрудники собственной безопасности МВД, случаи, когда депутаты заказывали себе фальшивые номера и документы, скорее исключение. Чаще всего оперативники сталкивались с ситуациями, когда де-юре машина принадлежала депутату, а пользовался ею, к примеру, какой-нибудь предприниматель. «По закону в машине со спецномерами может находиться или депутат, или его водитель, у которого должна быть нотариально заверенная доверенность на право управление автомобилем, – говорят в службе собственной безопасности МВД. – Но на практике эти официальные водители депутата выписывали обычную рукописную доверенность на третьих лиц, которые использовали депутатский автомобиль в личных целях».
Депутат Госдумы Геннадий Гудков подтвердил «НГ», что «знает о таком явлении, когда депутаты отдают номера различным организациям, что называется, по бартеру». «Например, депутат получает от этой организации машину в собственность, а взамен дает право пользоваться спецномером, – рассказал «НГ» парламентарий. – Конечно, такие факты не могут не вызывать сожаления, но бороться с этим очень сложно. Депутат всегда может сказать, что эта машина меня обслуживает по месту жительства, работы, по месту выездов в регионы, и доказать, что это не так, – нереально. Может быть, такие факты стоит предавать гласности, чтобы лишний раз напомнить, что спецномера им дают для работы. Но это скорее фактор морального, психологического воздействия».
О том, что привлечь к ответу недобросовестных депутатов практически невозможно, говорят и сами оперативники. «Это действующие депутаты Госдумы, а стало быть, лица неприкосновенные, – отмечают в службе собственной безопасности. – Следственные органы по отношению к ним не могут предпринять никаких действий. Единственное, что можно сделать, – написать обращение в Госдуму и довести до сведения руководства, что депутаты такие-то и такие-то нарушают закон».
С мнением представителей правоохранительных органов согласен и адвокат Андрей Князев. «Если у органов следствия есть доказательства, то надо выходить на руководство парламента и ставить вопрос о лишении неприкосновенности, – считает адвокат. – Но добыть доказательства в данном случае будет трудно, и перспективы здесь очень туманные. За руку их же никто не поймал. Кроме того, не надо забывать, что у каждого депутата есть целый аппарат помощников и секретарей. Сами депутаты вряд ли будут заниматься номерами на машину. Разобраться, кто кого попросил сделать документы и номера на машину и была ли это инициатива помощника или самого депутата, на практике почти невозможно. Да и помощников депутаты меняют постоянно».
Впрочем, как утверждает Андрей Князев, не только депутату, но и обычному гражданину, пользовавшемуся услугами мошенников, «ничего страшного не грозит». «За использование подложных документов уголовная ответственность предусмотрена. Но максимум, что ждет человека в реальности, – это штраф», – резюмировал адвокат.
В Генеральной прокуратуре РФ, куда переданы все уголовные дела по фактам изготовления и продажи фальшивых автомобильных документов, от комментариев вчера отказались. «Говорить о ходе расследования пока преждевременно», – сообщили «НГ» в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры.