Накануне выступления совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина в Конгрессе США (текст выступления) на заседании американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкской комиссии) российское посольство потребовало от Госдепартамента этой страны его выдачи. В направленном 12 июля требовании говорится о выдаче «в связи с тем, что Невзлин находится в международном розыске и ему инкриминируется ряд тяжких преступлений». До настоящего времени какого-либо официального ответа от американцев не поступало. Единственное, что на данный момент заявлено американским внешнеполитическим ведомством, это повторное разъяснение позиции о деле ЮКОСа. И.о. представителя Госдепартамента по связям с общественностью Том Кэйси выразил пожелание, чтобы расследование дела ЮКОСа было «прозрачным» и проводилось «надлежащим образом».
О требовании российской стороны в отношении Невзлина говорилось и на упомянутом заседании Хельсинкской комиссии. Ее сопредседатель конгрессмен-республиканец Кристофер Смит сообщил, что виза Невзлину была выдана, несмотря на неоднократные запросы российской стороны о его экстрадиции. Он напомнил, что между США и Россией нет договора об экстрадиции. «Выдав вам визу, мы послали ясный и громкий сигнал», – заявил Смит, адресуясь к сидевшему напротив него Невзлину.
Этот обмен мнениями буквально день в день совпал с годовщиной передачи российскому правосудию уголовного «авторитета» Вячеслава Иванькова, отсидевшего срок в американской тюрьме. 13 июля 2004 года Иваньков, известный также как Япончик, был освобожден после почти 10-летнего заключения в федеральной тюрьме в штате Пенсильвания и в тот же день спецрейсом отправлен в Россию, где и предстал перед судом по обвинению в убийстве.
В пресс-отделе посольства США в Москве «НГ» пояснили: «Иваньков нарушил американский закон и, отбыв наказание за это в США, был депортирован в Россию. В то же время Невзлин не нарушал каких-либо американских законов, а соглашений о процедуре экстрадиции между двумя странами не существует». В посольстве не смогли пояснить, на базе каких документов или договоренностей был решен вопрос о транспортировке Иванькова из США в Россию, где ему грозит новое наказание.
Отвечая конгрессмену Кристоферу Смиту, Невзлин сказал, что более 10 дней находится в США и встречается с представителями различных организаций, занимающимися мониторингом вопросов демократии в России и по всему миру. При этом он отметил, что правительство Израиля уже более года получает от Москвы обвинительные документы с требованием его ареста, но до сих пор ни один документ не прошел экспертизу израильской прокуратуры.
По сведениям, поступающим из Израиля, власти этой страны не собираются изменять свое отношение к российским запросам об экстрадиции Невзлина. «Израиль не выдает евреев другим странам, – заявил один из экспертов. – Имевшие место в прошлом высылки отдельных лиц были связаны исключительно с совершением уголовных преступлений и по делам, не имевшим отношения к политике и к Израилю».
Комментируя новое требование Генпрокуратуры РФ о выдаче Леонида Невзлина, его адвокат Дмитрий Харитонов сказал корреспонденту «НГ»: «Защите, как и самому Леониду Борисовичу, ничего не известно о якобы существующих новых обвинениях. В связи с этим мною было направлено в Генпрокуратуру ходатайство о том, чтобы защиту ознакомили с текстом постановления. Данных о том, что Генпрокуратура направила соответствующие материалы в США, у защиты тоже нет». Что касается комментариев российской Генпрокуратуры, а также Национального бюро Интерпола в Москве, то там вчера отказались говорить на тему дела Невзлина.
Леонид Невзлин был объявлен в международный розыск 16 января 2004 года. Днем ранее соответствующее постановление было направлено из Генпрокуратуры в Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в Москве. В нем говорилось, что совладелец ЮКОСа обвиняется в уклонении и неуплате налогов на сумму более 27 миллионов рублей в период с 1999 по 2000 год. После этого из НЦБ Интерпола соответствующие документы ушли в Генеральный секретариат в Лионе. Какой ответ был получен оттуда, неизвестно. А в январе того же года полиция Израиля получила запрос на выдачу Леонида Невзлина, а также других совладельцев ЮКОСа – Владимира Дубова и Михаила Брудно. По данным израильских СМИ, запрос поступил непосредственно от московского бюро Интерпола, а не из Лиона. Тем временем адвокаты Леонида Невзлина подали жалобу на постановления Генпрокуратуры РФ – сначала в Басманный суд Москвы, а затем в Мосгорсуд. Однако оба раза получили отказ: фактически оба суда признали законной санкцию на арест Невзлина и объявление его в международный розыск.
Уже в июле 2004 года Генпрокуратура объявила Невзлина в международный розыск уже в качестве обвиняемого в совершении тяжких преступлений – в частности, предусмотренных ст. 105 УК РФ (убийство). В совершении этих преступлений также обвинялся бывший сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин. Суд присяжных признал его виновным и приговорил к 20 годам тюремного заключения. А в июне этого года Генпрокуратура России объявила о том, что Леонид Невзлин стал подозреваемым по еще нескольким делам об убийствах и покушениях на убийства. Тогда же замгенпрокурора Владимир Колесников сообщил, что соответствующие материалы уже направлены в Интерпол.