Сегодня Михаил Ходорковский и Платон Лебедев узнают, кто из кремлевских чиновников был прав – Андрей Илларионов или Игорь Шувалов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня в полдень в Мещанском суде Москвы начнется оглашение приговора по самому громкому уголовному процессу в истории постсоветской России – делу Ходорковского–Лебедева. До вчерашнего дня казалось, что его исход предрешен. Но, как считает советник президента Андрей Илларионов, на судебное решение могут повлиять некоторые положения Послания президента Федеральному Собранию.
«Судя по тексту послания, при сохранении независимости суда от органов исполнительной власти может быть принято правильное и справедливое решение, освобождающее от налогового терроризма двух граждан, находящихся под следствием», – заявил вчера Илларионов в беседе с журналистами. По его словам, «борьба с налоговым терроризмом» в последние годы касалась именно компании ЮКОС и ее владельцев. «Слова о налоговом терроризме (в тексте послания. – «НГ») относились именно к компании ЮКОС, – подчеркнул Илларионов. – Вряд ли какая-либо другая компания могла проходить по классификации «налоговый терроризм», кроме ЮКОСа».
Предположения советника президента весьма неожиданны. Дело ЮКОСа вызывает колоссальный резонанс за рубежом, а президентское Послание иностранные наблюдатели уже назвали обращением к Западу. К тому же приговор оглашается накануне приезда высоких зарубежных гостей на празднование 60-летия Победы. Ранее в интервью «НГ» адвокат Ходорковского Юрий Шмидт высказал следующее предположение: «Поступило некое указание вынести приговор до приезда в Россию политических лидеров Запада на празднование Дня Победы, чтобы к моменту их приезда уже первые отклики и комментарии, первые волнения, связанные с приговором, миновали». Но заявление Илларионова расставляет несколько иные акценты: возможно, президентское Послание вкупе с более мягким приговором Ходорковскому и Лебедеву станет своего рода подарком к московскому саммиту.
В разгар судебного процесса по делу ЮКОСа, который начался 16 июня 2004 года, ПАСЕ приняла резолюцию по докладу Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер об обстоятельствах, сопровождающих арест и судебное преследование ведущих менеджеров ЮКОСа. В ней, в частности, говорилось, что «обстоятельства ареста и судебного процесса над руководителями ЮКОСа позволяют сделать вывод, что вовлеченность государства в эти дела выходит далеко за рамки исполнения уголовного судопроизводства, а имеет целью в том числе ослабление открыто выражавшего свое мнение политического оппонента, запугивание других состоятельных лиц и возвращение себе контроля над стратегическими экономическими активами». В документе ПАСЕ потребовало «от исполнительной власти РФ гарантировать полную независимость судебных процедур в отношении ведущих менеджеров ЮКОСа от любой попытки давления и принять меры, чтобы пресечь такие попытки».
А за месяц до президентского послания помощник Путина Игорь Шувалов назвал процесс над ЮКОСом «показательным примером»: «Если был бы не ЮКОС, то появилась бы другая компания, которая должна была ответить, каким образом компания использует схемы, не платит налоги в бюджет». Шувалов пообещал, что в случае необходимости будут приниматься «точно такие же меры и в будущем, даже если это отрицательно скажется на имидже страны». Это заявление вызвало весьма резкую реакцию, а теперь президентское Послание фактически опровергает тезис Шувалова, что может свидетельствовать о смягчении отношения к делу ЮКОСа в Кремле.
Как расценивают возможное влияние Послания на приговор защитники Ходорковского и Лебедева, неизвестно. Ко вчерашнему дню они свели контакты с журналистами к минимуму и от комментариев по поводу решения суда единогласно воздерживаются. Адвокат Лебедева Евгений Бару согласился пояснить «НГ» только некоторые технические детали сегодняшнего заседания. По его словам, оглашаться будут как резолютивная, так и мотивировочная части приговора. Сколько времени займет эта процедура, Евгений Бару предположить затруднился, но отметил: «Несмотря на то, что это будет довольно фундаментальный документ, утверждать, что за один день суд не успеет огласить приговор, тоже нельзя. Думаю, что эта процедура не слишком затянется».
Один из защитников Михаила Ходорковского в беседе с корреспондентом «НГ» высказал предположение, что время чтения приговора серьезно сократится, если суд снимет обвинения по эпизоду с «Апатитом» в связи с истечением срока давности (инкриминируемые подсудимым преступления датируются 1994 годом). По мнению адвокатов, это – самый объемный эпизод дела. При этом защитники намекают на слова о «приватизационной амнистии», также прозвучавшие в президентском Послании.
До сих пор подавляющее большинство экспертов в многочисленных опросах на тему, какой приговор ожидает бывших акционеров ЮКОСа, сходились во мнении, что он будет обвинительным. Общего мнения у наблюдателей не было только по одному вопросу: будут ли Ходорковский и Лебедев отбывать реальные сроки наказания. Впрочем, судя по недавним заявлениям адвокатов о возможном предъявлении Ходорковскому и Лебедеву новых обвинений, вопрос о реальном сроке наказания перестает быть актуальным. Пока не завершится предварительное следствие и суд по новым обвинениям, бывшие акционеры ЮКОСа по-прежнему будут находиться в СИЗО «Матросская Тишина».
По информации адвокатов подсудимых, новые обвинения бывшим акционерам ЮКОСа связаны с хищением нефти на сумму 4,5 млрд. долл. и отмывании денег. Так следствие квалифицирует схему реализации нефти через цепочку посреднических фирм, в результате которой ЮКОС, по версии обвинения, недополучил прибыль. Официально представители следствия не комментируют возможность предъявления новых обвинений Ходорковскому и Лебедеву. Однако о том, что это возможно, в январе нынешнего года журналистам заявил генпрокурор России Владимир Устинов: «Сейчас идет расследование. Если будет установлена виновность не только Ходорковского, но и других лиц, то они будут привлечены к ответственности. В том числе им могут быть предъявлены новые обвинения».
Адвокат Евгений Бару затруднился предположить, когда Ходорковский и Лебедев станут фигурантами нового уголовного дела. «Оглашение приговора и возможное предъявление новых обвинений никак не связаны, – пояснил он «НГ». – Приговор огласят независимо от желания прокуратуры предъявить новые обвинения. А предъявить их могут в любое время: сразу после оглашения приговора, на следующий день или через неделю. Все зависит от фантазий следствия». Но если приговор, который сегодня начнет читать судья, действительно связан с предстоящим московским саммитом глав европейских государств 10 мая, то новые обвинения Ходорковскому и Лебедеву предъявят скорее всего уже после встречи президентов.
Исправительные колонии
Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режимов. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории того субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. По данным Минюста РФ, в Москве колоний общего режима нет, отсюда осужденные направляются в учреждения, расположенные на территории других субъектов Федерации. По данным УИН Московской области, в Подмосковье имеется две колонии общего режима – под Коломной и Зеленоградом, однако, по информации источника в Минюсте, эти учреждения обычно переполнены. Менее перенаселенными считаются исправительные учреждения, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке.
Основные этапы дела Ходорковского–Лебедева–Крайнова
2003 год
2 июля – задержан председатель совета директоров ЗАО МФО МЕНАТЕП, управляющий акциями НК ЮКОС Платон Лебедев. Он подозревается в хищении в 1994 году 20% пакета акций ОАО «Апатит», принадлежащего государству, на сумму 283 млн. 142 тыс. долл.
3 июля – Басманный суд Москвы санкционировал арест Лебедева. Он помещен в «Лефортово».
4 июля – в Генпрокуратуру для допроса вызваны глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший вице-председатель правления ЮКОСа Леонид Невзлин.
10 – 12 июля – обыски в центральном офисе банка «МЕНАТЕП-Санкт-Петербург», в архивах ЮКОСа и в офисе реестродержателя ЮКОСа и ОАО «Апатит» ЗАО «М-Реестр».
14 июля – по заявлению президента «Роснефти» Сергея Богданчикова возбуждено еще одно дело. Богданчиков заявил о том, что со счетов принадлежащей «Роснефти» Anglo Siberian Oil Company (ASOC) исчезли 19% акций «Енисейнефтегаза», которые в интересах ЮКОСа были переведены на офшорную структуру Maastrade Limited.
23 июля – Мосгорсуд оставил Платона Лебедева под стражей. Ему предъявлено новое обвинение – в уклонении от уплаты налогов и сокрытии доходов.
22 августа – закончено следствие по делу Лебедева. Он обвиняется в мошенничестве, совершенном группой лиц, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенным организованной группой, неисполнении решения суда и уклонении от уплаты налогов, неоднократно совершенном группой лиц.
3 октября – обыски в бизнес-клубе ЮКОСа, финансируемом ЮКОСом детском лицее-интернате для детей погибших пограничников в поселке Коралово и в офисе акционера ЮКОСа депутата Госдумы Владимира Дубова. Изъят сервер с архивными материалами МЕНАТЕПа и НК ЮКОС.
6 октября – Михаил Ходорковский дает пресс-конференцию, на которой заявляет, что не собирается уезжать из страны.
21 октября – Платон Лебедев переведен в СИЗО «Матросская Тишина».
22 октября – Российский союз промышленников и предпринимателей направил письмо президенту РФ Владимиру Путину с призывом вмешаться в ситуацию вокруг ЮКОСа.
25 октября – Михаил Ходорковский задержан в новосибирском аэропорту «Толмачево» и доставлен в Москву, где ему предъявлено обвинение по семи статьям УК РФ. Басманный суд Москвы санкционировал арест главы НК ЮКОС до 30 декабря.
29 октября – обнародован подробный текст обвинения, предъявленного Ходорковскому.
30 октября – Генпрокуратура наложила арест на контрольный пакет обыкновенных акций ЮКОСа. Басманный суд продлил Платону Лебедеву срок содержания под стражей до 30 декабря 2003 года.
3 ноября – Ходорковский уходит с поста президента ЮКОСа и заявляет о планах заняться общественной деятельностью в качестве председателя правления фонда «Открытая Россия».
10 ноября – Управление природных ресурсов по ХМАО совместно с прокуратурой начало проверку ОАО «Юганскнефтегаз».
12 ноября – прокуратура Томской области возбудила уголовное дело в отношении ОАО «Томскнефть ВНК».
20 ноября – Генпрокуратура снимает арест с 4,5% акций ЮКОСа.
25 ноября – предварительное следствие по делу Ходорковского завершено. Экс-главе ЮКОСа предъявлено обвинение по семи статьям УК.
2004 год
5 марта – Басманный суд ограничил Лебедеву и шестерым его адвокатам срок ознакомления с материалами уголовного дела до 25 марта.
11 марта – швейцарская прокуратура заблокировала банковские счета совладельцев НК ЮКОС Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина и других фигурантов дела ЮКОСа.
26 марта – Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Лебедева.
15 апреля – Арбитражный суд Москвы наложил арест на акции и имущество НК ЮКОС на сумму почти 100 млрд. рублей.
23 апреля – Басманный суд ограничил Ходорковскому срок ознакомления с материалами уголовного дела до 15 мая.
14 мая – Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Ходорковского.
24 мая – представителю ПАСЕ Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер отказано во встрече с Ходорковским и Лебедевым.
8 июня – Мещанский суд объединил в одно производство уголовные дела Ходорковского и Лебедева.
16 июня – в Мещанском суде начались слушания по делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, бывшего руководителя АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова и главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева.
14 июля – прокурор начал оглашение обвинительного заключения по объединенному делу Ходорковского–Лебедева–Крайнова.
15 июля – закончилось оглашение обвинительного заключения. Ходорковский, Лебедев и Крайнов не признали себя виновными ни по одному пункту обвинения.
28 сентября – представитель ПАСЕ Сабина Лотхойзер-Шнарренбергер посетила зал суда. В общении с подсудимыми ей было отказано.
9 ноября – суд отклонил ходатайство адвоката Генриха Падвы о прекращении дела по эпизоду, связанному с «Апатитом», в связи с истечением срока давности. Защита начала представление доказательств по делу.
19 декабря – состоялся аукцион по продаже за долги 100% голосующих акций компании «Юганскнефтегаз». Пакет акций «Юганскнефтегаза», стартовая цена которого составляла 246 млрд. 753 млн. 447 тыс. 303 руб., приобретен ООО «Байкалфинансгрупп» за 260 млрд. 753 млн. 447 тыс. 303 руб. 18 коп.
24 декабря – Европейский суд по правам человека направил в правительство РФ вопросы по жалобе, поданной от имени Платона Лебедева его адвокатами. Адвокаты Лебедева указывали на тяжелое состояние здоровья их подзащитного, которое, по их мнению, несовместимо с пребыванием в следственном изоляторе.
31 декабря – суд изменил порядок общения адвокатов с подзащитными, постановив, что этот вопрос в дальнейшем будет решаться в судебном порядке.
2005 год
14 января – адвокат Генрих Падва заявил, что в отношении Ходорковского и Лебедева ведется новое расследование по ч. 3 ст. 174.1 УК (легализация доходов, приобретенных незаконным путем).
26 января – в Страсбурге члены ПАСЕ приняли резолюцию по докладу «Обстоятельства ареста и содержания под стражей высших руководителей компании ЮКОС», подготовленному Сабиной Лойтхойзер-Шнарренбергер. В документе отмечалось, что действия в отношении бывших руководителей компании ставят под сомнение объективность и непредвзятость российских властей.
14 февраля – Андрей Крайнов дал показания суду. Он заявил, что не получал указаний со стороны Ходорковского или Лебедева о совершении действий, вменяемых ему в вину.
25 февраля – суд допросил экс-главу ЮКОСа. Ходорковский не признал ни одного из предъявленных ему обвинений.
28 февраля – допрошен Платон Лебедев.
29 марта – гособвинитель попросил назначить наказание: Ходорковскому и Лебедеву – по 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, Андрею Крайнову – в виде 5,5 года условно.
11 апреля – с последним словом к суду обратился Михаил Ходорковский. Он заявил, что не считает себя виновным и не просит снисхождения. Платон Лебедев от последнего слова отказался. Суд удалился для вынесения приговора.