Шпионский скандал в российско-германских отношениях, о котором уже писала «НГ» (см. номер от 18 апреля 2005), обрастает новыми подробностями. Только что вышедший номер журнала «Шпигель» посвящает ему большую статью, из которой следует, что сама история завершилась отзывом домой сотрудника российского консульства в Гамбурге Александра Кузьмина еще в декабре минувшего года. Это подтверждает предположение, что соответствующие немецкие службы не случайно разгласили ее на прошлой неделе, сразу после Ганноверской ярмарки, где Россия и ее президент Владимир Путин были главными гостями и партнерами.
Афера, пишет «Шпигель», раскрылась в самый неблагоприятный момент. Официально российско-германские отношения, говорит заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге Гернот Эрлер, «лучше, чем когда-либо прежде». Герхард Шрёдер и Владимир Путин выглядели в Ганновере буквально неразлучными, не расставаясь до часу ночи. Канцлер хвалил сердечную атмосферу и новые соглашения «исторического значения» в экономике, достигнутые благодаря Путину.
Однако российский лидер, сам некогда работавший как агент КГБ в Дрездене, считает журнал, заботится не только об инвестициях: его дипломаты усиленно вербуют информантов. Кремль горячо интересуется немецкой позицией в чеченском вопросе, а заодно любыми сведениями о НАТО. Как предупреждало недавно Ведомство по охране конституции (то есть немецкая контрразведка), в настоящее время в ФРГ шпионят до 130 кадровых российских разведчиков. Иначе говоря, почти столько же, как в разгар конфронтации между Востоком и Западом.
Эксперты называют контрразведывательную операцию против Александра Кузьмина, которого немецкие спецслужбы посчитали агентом ГРУ, одной из самых ярких со времени падения Берлинской стены. По сведениям «Шпигеля», Кузьмин перенял в свое ведение завербованного офицера бундесвера в 2000 году, когда был направлен в российское консульство в Гамбурге. Дипломат и его немецкий агент встречались около 20 раз, причем всегда в маленьких провинциальных городках Южной Германии. Россиянина, продолжает журнал, интересовала информация о немецких системах оружия, секретных предписаниях бундесвера и подробностях внутренней жизни бундесвера, а немцу нужны были деньги. Агент передавал при этих свиданиях то документы, то дискетки, получая под расписку некие суммы наличными: по подсчетам военной контрразведки бундесвера МАД, всего около 10 тыс. евро.
Но чего не знал консул, так это того, что офицер-агент давно явился с повинной в МАД и был соответственно перевербован, стал как бы двойным агентом, информируя контрразведку о каждой встрече с россиянином. У немецких спецслужб возник план завербовать самого Кузьмина, чтобы «получить возможность узнать о внутренней жизни российской военной разведки», поскольку «проникнуть в нее пока не удавалось ни одной из западных спецслужб», а «дело Кузьмина казалось таким многообещающим». С этой целью к обработке консула МАД привлекла не только Ведомство по охране конституции, но и ЦРУ, предприняв по меньшей мере три соответствующие попытки.
Сначала Кузьмину подбросили записку с телефоном, прося о контакте. Пытались оказать давление, шантажируя его жену. Наконец, пишет журнал, «в одну ненастную пятницу в середине июня команда из агентов ЦРУ и МАД подстерегла дипломата на берегу Альстера в Гамбурге. Они хотели перейти к прямой вербовке, настаивая на разговоре. Но напрасно. Кузьмин оказался стойким, чего до сих пор не могут понять немецкие спецслужбисты». И в конце ноября МАД, Ведомство по охране конституции и ЦРУ задержали после свидания с немецким двойным агентом в ресторане местечка Аморбах Александра Кузьмина, у которого оказался диппаспорт.
Дальнейшие события «Шпигель» описывает так: «Потеряв надежду получить перебежчика, президент Ведомства по охране конституции Хайнц Фромм сел в самолет и отправился в Москву. Руководитель контршпионажа имел приглашение на общие консультации от гражданской СВР. Вежливо, но решительно Фромм описал руководителю СРВ Сергею Лебедеву, который блестяще говорит по-немецки, историю с Кузьминым. Это произошло 3 декабря. А двумя днями позже Кремль вернул своего деятельного консула в Москву».
Точку в этой истории постарались поставить как можно более дискретно. Причем не только с оглядкой на дружбу между лидерами и партнерство двух стран. Дело в том, что БНД тоже не бездействует в России.