0
1248
Газета События Интернет-версия

31.03.2005 00:00:00

У Пичугина осталась надежда

Тэги: пичугин, приговор


пичугин, приговор Прокурор Кашаев не усматривает в деле Пичугина политических мотивов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Начальник 4-го отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин решением Мосгорсуда приговорен вчера к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Суд постановил исчислять Пичугину срок наказания с июля 2003 года, то есть с момента его ареста. Гособвинитель по делу сотрудника ЮКОСа Камиль Кашаев заявил, что удовлетворен вынесенным приговором и что в отношении Пичугина расследуется еще несколько эпизодов, после чего ему могут предъявить новые обвинения. Адвокаты готовят кассационную жалобу в Верховный суд РФ.

Как поясняют правоведы, с момента оглашения приговора до отправки осужденного по этапу может пройти неопределенное время. С одной стороны, согласно инструкции Министерства юстиции РФ № 5722 от 6 апреля 2004 года, осужденные направляются к местам лишения свободы в 10-дневный срок со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Согласно УПК РФ приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования, то есть десяти суток со дня оглашения приговора. Однако защита или обвинение могут обжаловать приговор, и тогда дело будет передано на рассмотрение в апелляционную или кассационную инстанции.

Таким образом, Алексей Пичугин может провести в «Лефортово» неопределенно долгое время.

На оглашение приговора по делу Пичугина впервые за все время судебного следствия в зал заседаний пустили журналистов. Внутри зала, у входа и по краям клетки с пуленепробиваемыми стеклами, в которой находились подсудимые, стояли конвоиры с автоматами Калашникова. Прямо напротив судейской трибуны – несколько рядов кресел, на которых сидели родственники подсудимых и журналисты. Справа от них пустующие места коллегии присяжных. Председательствующая огласила лишь резолютивную часть приговора, чтение которой заняло около десяти минут.

Во время чтения приговора Пичугин все время смотрел на своих родственников – жену и мать, стоявших в первых рядах. Когда судья огласила срок, к которому приговорили сотрудника ЮКОСа, его мать беззвучно расплакалась. По окончании заседания родственники вывели ее из зала суда под руки и под объективами телекамер увели из здания суда, по пути в довольно жесткой форме отказываясь от комментариев.

После зачитывания приговора конвой дал Пичугину возможность ответить на несколько вопросов журналистов. По громкоговорящей связи Пичугин заявил журналистам, что «надеялся на справедливый приговор», но при этом отметил, что «с учетом ситуации» приговор «мог быть гораздо хуже». Отвечая на вопрос, осталась ли у него надежда на то, что кассационная инстанция пересмотрит приговор, Пичугин ответил: «Не просто надежда. Я уверен». Об условиях своего содержания Пичугин сказал, что они «нормальные» и он «не жалуется». С родственниками он, по его словам, за время содержания в СИЗО «Лефортово» виделся очень редко. На все вопросы Пичугин отвечал односложно, стараясь держаться уверенно и даже пытался улыбаться. Затем конвоиры вывели Пичугина, пообещав, что через полчаса он ответит на вопросы журналистов в присутствии телекамер. Однако через полчаса было объявлено, что разговор состояться не может, «поскольку у конвоиров есть определенные инструкции». Разъяснить этот тезис никто не смог.

По мнению адвоката Георгия Каганера, «Пичугину не разрешили общаться с прессой, чтобы он не сказал, почему его осудили». «Мы это сказать не можем, – заявил журналистам Каганер. – А он вполне мог бы об этом с вами поговорить. От него добиваются, чтобы он дал показания на руководство». Отвечая на вопрос журналистов, может ли каким-то образом приговор по делу Пичугина повлиять на приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, Георгий Каганер сказал следующее: «Я не знаю, повлияет он или нет, но это звенья одной цепи. Здесь просили максимальную меру наказания, там тоже просят максимальную меру наказания».

Адвокат Георгий Каганер будет искать справедливости в Верховном суде. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

О связи дела Пичугина с делами акционеров ЮКОСа, как бывших, так и нынешних, говорил вчера и гособвинитель на процессе Камиль Кашаев. «Я выступал в деле Пичугина в качестве гособвинителя, мы рассматривали только объем, предъявленный Пичугину. Но в показаниях свидетелей фамилия «Ходорковский» упоминалась», – сказал Кашаев на пресс-конференции. По его словам, в материалах дела есть документ, в котором говорится, что «в мае 2002 года, незадолго до убийства супругов Гориных, Сергей Горин со своим знакомым, который позже дал признательные показания, ездил к отцу Ходорковского». «Их разговор продолжался около полутора часов, – сказал прокурор. – Горин проинформировал отца Ходорковского о совершенных заказных убийствах и о том, что ему пообещали за организацию этих заказов, и сказал, что в случае, если руководство компании не выполнит обещаний, он будет вынужден рассказать о том, какие заказы выполнял». Именно этот разговор, по мнению следствия, предрешил дальнейшую судьбу Горина. Отвечая на вопрос журналистов, будут ли продолжаться поиски тел супругов Гориных и непосредственных исполнителей их убийства, Кашаев сказал: «Поиски продолжаться будут, но у следствия есть основания полагать, что тела были уничтожены, возможно расчленены, а исполнителей этого преступления уже нет в живых». А говоря о мотивах покушения на Виктора Колесова и Ольгу Костину, Камиль Кашаев сказал: «Они своими действиями наносили ущерб компании ЮКОС, мешали ее развитию».

Кроме того, по словам Кашаева, в ходе судебного слушания по делу Пичугина «некоторые свидетели дали показания и относительно крупнейшего владельца акций ЮКОСа Леонида Невзлина». «Некоторые свидетели дали показания о том, что Пичугин вступил в сговор с рядом лиц – руководителей ЮКОСа, в том числе они упоминали и Невзлина», – сказал Кашаев. Он рассказал, что «фотографии и данные о месте проживания бывшего помощника Ходорковского Ольги Костиной и бывшего руководителя ЗАО «Роспром» Пичугин получил именно от Невзлина».

Камиль Кашаев также рассказал журналистам, что в ходе процесса присяжных по домам развозил специальный автобус. «Около родственников Пичугина постоянно находились какие-то лица, – пояснил прокурор. – Когда заседание заканчивалось, из этой толпы к каждому присяжному, который выходил из суда, подходили люди. Они пытались воздействовать, внушить, что это дело – политический заказ и Пичугина хотят посадить, поскольку он работает в ЮКОСе. В последние дни количество этих людей настолько увеличилось, что суд был вынужден предоставить автобус, чтобы присяжных развозили по домам». Отвечая на вопрос, не усматривает ли он в этом деле политические мотивы, Камиль Кашаев ответил: «О каких политических мотивах можно говорить, если речь идет о взрывах, стрельбе и убийствах. Политических мотивов в этом деле нет».

Напоследок прокурор сообщил, что следствие по ряду эпизодов, в которых обвиняется Алексей Пичугин, продолжается. «Пичугину вновь может быть предъявлено обвинение», – сказал Камиль Кашаев. Однако говорить о сути новых обвинений прокурор отказался, заявив, что не будет «комментировать ход расследования по другим делам».

 

«Дело Пичугина» в Европе

 

20 ноября 2003 года адвокаты Алексея Пичугина подали жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с «отказом Генпрокуратуры провести немедленное медицинское освидетельствование» их подзащитного, а также «с неоказанием немедленной медицинской помощи Пичугину». Адвокаты настаивали на проведении немедленного медицинского освидетельствования, утверждая, что в отношении Пичугина применялись «недозволенные методы воздействия», а именно психотропные средства. По мнению адвокатов, в отношении их подзащитного была нарушена статья 3 Европейской конвенции о правах человека, запрещающая применение пыток. В марте 2004 года секретариат Европейского суда зарегистрировал жалобу защиты Пичугина.

26 января 2005 года на заседании в Страсбурге Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) рассмотрела доклад «Обстоятельства ареста и содержания под стражей высших руководителей компании ЮКОС», подготовленный представителем Германии Сабиной Лойтхойзер-Шнарренбергер. В резолюции, принятой по этому вопросу, в частности, отмечалось, что «несмотря на особые просьбы со стороны защитников, вовремя не были проведены освидетельствования г-на Пичугина на предмет применения к нему психотропных средств воздействия; г-н Пичугин также содержался в следственном изоляторе «Лефортово», который, несмотря на особые обязательства, которые взяла на себя РФ, вступив в Совет Европы, находится не под юрисдикцией Министерства юстиции, а под прямым контролем ФСБ».

Кроме того, говорилось о том, что «все слушания по делу г-на Пичугина проводились в обстановке секретности, несмотря на то что только малая часть документов по делу была квалифицирована как «секретная»; его адвокатам было строжайшим образом запрещено обсуждать ход дела на публике, и даже основания для вынесения приговора могут быть засекречены».

Ассамблея полагает, что «обстоятельства ареста и судебного процесса над руководителями ЮКОСа позволяют сделать вывод, что вовлеченность государства в эти дела выходит далеко за рамки исполнения уголовного судопроизводства, а имеет целью в том числе ослабление открыто выражавшего свое мнение политического оппонента, запугивание других состоятельных лиц и возвращение себе контроля над стратегическими экономическими активами».

 

В России – 8 типов спецколоний и тюрем

 

Специализированные исправительные учреждения по категориям осужденных определяются центральным органом уголовно-исполнительной системы – Федеральной службой исполнения наказаний, входящей в структуру Минюста. В настоящее время в специализированных исправительных учреждениях (ИУ) содержатся:

– осужденные при особо опасном рецидиве;
– осужденные к отбыванию свободы в тюрьме;
– осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
– осужденные к пожизненному заключению;
– осужденные женщины;
– осужденные несовершеннолетние;
– осужденные иностранные граждане и лица без гражданства;
– осужденные бывшие работники судов и правоохранительных органов.

Большинство российских исправительных учреждений составляют как раз ИУ первых шести типов. Исправительное учреждение для иностранцев всего одно и располагается в Мордовии. Что касается исправительных учреждений для бывших работников судов и правоохранительных органов, то самое крупное из них, по данным Центра содействия реформе уголовного правосудия, находится в Нижнем Тагиле, кроме него такие заведения есть в Иркутской области и Кемерове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1343
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1529
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1638
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3897

Другие новости