0
2879
Газета События Интернет-версия

24.01.2005 00:00:00

Вооружились все, кто хотел

Тэги: федькин, оружие, нелегальный оборот


федькин, оружие, нелегальный оборот Полковник милиции Сергей Федькин: «Мы хотим, чтобы нас услышали законодатели».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

– Сергей Ильич, задача вашего отдела – бороться с нелегальным оборотом оружия. Сколько сейчас такого оружия?

– Эту цифру вам не назовет никто, так как нелегалы не ходят к нам за регистрационными документами. Но есть косвенные данные, по которым можно судить о масштабах явления. По статистике МВД России, еще с советских времен было похищено и утрачено 178,6 тысячи единиц различного вооружения.

– Входят ли в этот учет вооружения, которые были переданы Дудаеву после вывода российских войск из Чечни? По некоторым данным, там остались более 40 тысяч единиц стрелкового оружия, а также самолеты, системы залпового огня «Град» и даже ракетные установки тактического радиуса действия.

– Так как это была официальная передача, согласованная на высшем уровне, эти вооружения не считались утерянными и в приведенную мной статистику не вошли.

– Следовательно, с учетом дальнейшего развития событий в Чечне можно утверждать, что на самом деле количество оружия, ушедшего в нелегальный оборот, значительно выше?

– Безусловно. Но нужно понимать, что не все то оружие, которое находится в розыске, остается боеспособным на сегодняшний день. Например, тяжелая техника, оставшаяся в Чечне, позже была уничтожена в ходе боевых действий. В целом по стране, по экспертным оценкам, в незаконном владении находится более 190 тысяч единиц незарегистрированного оружия. В том числе 156 тысяч – это боевое оружие.

– Страна уже прошла пик накопления нелегального арсенала или он еще впереди?

– В 1991 году, до развала Советского Союза, в розыске находилась 951 единица похищенного и утраченного оружия, сейчас, повторюсь, – 178,6 тысячи. Берем такое явление, как незаконные приобретение, передача, сбыт оружия. Рекордным за последние 6 лет оказался 1999 год, когда было зарегистрировано около 66,5 тысячи таких преступлений. Причины понятны – шла война в Чечне. Далее пошел спад – в 2004 году этот показатель снизился до 22,6 тысячи. Если говорить о хищениях, то пик пришелся на 2001 год. Можете сравнить: в 1998 году было зарегистрировано немногим более 2 тысяч хищений оружия, в 2001-м – более 3 тысяч, в 2004-м – без малого 2,4 тысячи. Обобщая, можно сказать, что пик пройден, но для успокоения оснований, разумеется, нет.

– Из каких источников оружие попадает в нелегальный оборот?

– Почти каждая третья единица изымаемого оружия по происхождению приходится на государственные военизированные организации, и в первую очередь – на Министерство обороны России. На это ведомство приходится 47 процентов нарезного оружия, находящегося в розыске. Тот хаос и развал, который сопровождал вывод войск из территорий теперь уже суверенных государств, привел к утечке такой массы оружия, что оно будет давать о себе знать еще многие годы.

– А сегодняшняя армия не причиняет вам головную боль?

– Мы очень озабочены ситуацией в Северо-Кавказском регионе, откуда в нелегальный оборот поступает много оружия. Но неправильно было бы считать, что воруют и продают оружие в основном в горячих точках. Так как криминальный спрос есть везде, то и воруют везде. Примеры? В Бурятии нашими сотрудниками был задержан некто рядовой Казаков. Стащил со склада части 21 мину, 15 гранат, 4 выстрела к гранатомету и почти 2,5 тысячи патронов. В Ленинградской области сотрудники милиции и ФСБ уличили 6 военнослужащих в краже из части 19 гранатометов. Сложность в том, что по закону мы не имеем права доступа на территорию объектов Минобороны, зато последствия расхлебывать приходится нам.

– Вернемся к источникам утечки оружия.

– Тревожит нас рост доли контрабандного оружия. На 1 января текущего года в России изъято 28,4 тысячи огнестрельного оружия иностранного производства. Поступает оно в основном из Германии, Китая, Чехии, Италии, Бельгии, бывшей Югославии. Реже встречается оружие, произведенное в США, Израиле, Бразилии. Идет также утечка с отечественных оружейных заводов: в большинстве воруют комплектующие детали, из которых собирают пистолеты. Их отличительная особенность – на них нет номеров.

Есть еще один источник, который очень сложно перекрыть, – это хищения оружия, которое находится в частном владении граждан. В настоящее время 5 миллионов человек имеют разрешение на право владения оружием. Только нарезного – самого мощного – оружия сейчас находится на руках около 500 тысяч «стволов». Вооружились все, кто этого желал. Но в определенных кругах вновь муссируется тема незащищенности, самообороны граждан. Некоторое время назад депутаты одной из областных дум вышли с законодательной инициативой о введении свободной продажи короткоствольного огнестрельного оружия, то есть пистолетов и револьверов. Для экспертной оценки этой инициативы в МВД была создана рабочая группа, в которую вошли представители других заинтересованных ведомств, в том числе и представитель Союза оружейников России. Все пришли к единому мнению: такой шаг только усугубит ситуацию.

– Но почему самозарядный карабин Симонова я могу приобрести, а пистолет Макарова – нет?

– С карабином Симонова вы не пойдете на футбол, в питейное заведение, не будете с ним ездить в общественном транспорте. Другое дело – пистолет: с ним разгуливай, где хочешь. На короткоствольное оружие большой спрос в криминальных кругах, поэтому оно будет из легального оборота интенсивно перетекать в нелегальный.

– Но отсутствие пистолетов в свободной продаже, как показывает практика, не является непреодолимым препятствием для преступника, зато законопослушный гражданин оказывается в невыгодном положении.

– Мнение, будто бы наличие оружия у законопослушного гражданина является гарантией его личной безопасности, – весьма опасное заблуждение. На самом деле все наоборот. Оружие – источник повышенной опасности как для его владельца, так и для окружающих. Вы можете стать жертвой нападения с целью завладения оружием, с той же целью могут ограбить вашу квартиру. Причем, зная, что вы вооружены, преступник при малейшем сопротивлении будет стремиться лишить вас жизни. Наши оппоненты ссылаются на западную практику, совершенно игнорируя российскую ментальность. У нас даже кухонные разборки порой заканчиваются взрывами гранат. С пистолетами будут ходить на дискотеки, на вечеринки, в питейные заведения. Всем известна история с Игорем Тальковым. Банальная драка переросла в трагедию. Еще одна сторона этой ментальности – с оружием обращаются, как с кухонной посудой. Какие там сейфы, какое там хранение! На 1 декабря 2005 года в розыске числилось более 43 тысяч похищенных и утраченных газовых пистолетов и револьверов. То же самое будет и с огнестрельным короткоствольным оружием, если разрешат его свободную продажу. Купит пистолет этакий Семен Семеныч, герой известной кинокомедии, сунет в авоську и потеряет, не довезя домой.

– Но за это Семена Семеныча посадят в тюрьму.

– Что вы! Даже если бы он купил, скажем, помповое ружье или карабин «Сайга» не в магазине, а на черном рынке, тюрьма бы ему не грозила. Депутаты Госдумы еще прошлого созыва исключили из УК РФ уголовную ответственность за незаконное ношение, хранение гладкоствольного оружия. Хотя оно, в частности помповое ружье, по последствиям применения страшнее автомата Калашникова. Автомат дает сквозное ранение, а помповое ружье вырывает куски тела. Чем руководствовались законодатели при этом, непонятно. И таких законодательных прорех много. Скажем, у одного гражданина изъяли незарегистрированный пистолет, а у другого – целый арсенал, к примеру, несколько автоматов, гранатометов, несколько килограммов взрывчатки. По закону им предусмотрена одинаковая ответственность – в лучшем случае лишение свободы на срок до трех лет. Чем грозит такая «уравниловка» в условиях повышенной террористической угрозы, пояснять не надо. Кстати, в США, на чей опыт постоянно ссылаются приверженцы свободной продажи короткоствольного оружия, в последнее время уже исправляют прежние ошибки, ужесточая меры контроля и ответственности за его оборотом. Если мы будем услышаны законодателями, обществом в целом, бороться с нелегальным оборотом оружия станет легче. И стрелять оно будет реже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1163
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
590
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
516
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
648

Другие новости