0
1508
Газета События Интернет-версия

20.12.2004 00:00:00

Атака президентской приемной – дело политическое

Тэги: нбп, администрация, захват, следствие, обвинение


Обвинение в насильственном захвате власти (ст. 278 УК РФ) предъявила прокуратура Центрального округа Москвы членам НБП, участвовавшим в захвате приемной администрации президента. Это шестой за 7 лет действия постсоветского УК случай обвинения по одной из самых тяжких политических статей: максимальное наказание, которое она предусматривает, – до 20 лет лишения свободы. Причем, по мнению адвокатов и правозащитников, тяжесть обвинения никак не соответствует тяжести совершенного национал-большевиками.

Тридцать девять лимоновцев, организовавших на минувшей неделе акцию в приемной администрации президента на Ильинке, сначала обвиняли по ст. 167 (умышленное повреждение или уничтожение имущества) и ст. 214 (вандализм), а также ст. 212 (участие в массовых беспорядках). Ситуация изменилась в пятницу, когда в деле в отношении всех участников акции появилось еще и «политическое» обвинение по ст. 278 – «насильственный захват власти».

Сразу после задержания участников акции (в Москву они приехали из 13 российских городов, а также из Молдавии), состоявшейся в среду, 15 декабря, отвезли с Ильинки в ОВД «Китай-город». Сейчас задержанные распределены по московским следственным изоляторам. Как сообщили корреспонденту «НГ» в пресс-службе НБП, шестеро помещены в СИЗО «Матросская Тишина», девять человек – в Бутырскую тюрьму, восемь девушек – в женский следственный изолятор в Печатниках, шестеро юношей – в СИЗО № 5 для несовершеннолетних на Водном стадионе. Одна девушка по-прежнему остается в 20-й горбольнице с сотрясением мозга (туда ее отвезли вечером 15 декабря). Местонахождение еще десятерых лимоновцев, в том числе возглавившего акцию на Ильинке Дениса Оснача, лидера калининградского филиала нацболов, руководству НБП неизвестно.

Как заявил в беседе с корреспондентом «НГ» адвокат национал-большевиков Дмитрий Аграновский, обвинение лимоновцев в захвате власти «если и не прецедент, то случай весьма редкий». По его словам, подобных случаев в современной истории России было пять. В 1997-м обвинение было предъявлено шести членам организации «Реввоенсовет», в 1999-м – офицеру в Омской области за попытку захвата власти в райцентре; в том же году в попытке захвате власти в октябре 93-го был обвинен президент Борис Ельцин (это обвинение служило основой вынесения вопроса об импичменте). Еще два эпизода датируются 2001 годом: в августе взяли под стражу чеченцев, готовивших захват в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а в сентябре предъявили обвинение учредителю газеты «Лимонка» Сергею Аксенову. «Но на саратовском процессе по делу НБП эта статья отпала, – рассказал адвокат. – Как в отношении Аксенова, так и самого Эдуарда Лимонова. Больше случаев я не припомню – разве что по старому кодексу. Там была статья 64-я (измена родине), которая подразумевала все».

Что касается современного применения подобной статьи в Уголовном кодексе, то, как считает Дмитрий Аграновский, «теоретически она, безусловно, нужна». «Для слаборазвитых государств с неустоявшейся политической системой, где вполне может случиться попытка госпереворота, она необходима. Но в данной ситуации люди требовали отставки президента. Получается, что теперь любые достаточно жесткие антипрезидентские высказывания можно трактовать как попытку свержения власти. То, что ребят арестовали, – ужасно, но, с другой стороны, все случившееся – это перевод ситуации в плоскость идиотизма. От трагедии до фарса – один шаг, и, по-моему, представители власти этот шаг сделали».

В том же духе высказывается и лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов: «Трудно комментировать ситуацию, дошедшую до последней степени абсурда. Я думаю, что эту статью «прилепили», чтобы ребятами занялось ФСБ. Таким образом они попытаются что-то соорудить против организаторов и скорее всего лидера партии. Что касается применения этой статьи, то даже не обладающий юридическими знаниями человек понимает, что «насильственный захват власти» здесь неприменим. Какое оружие – у них карандаша с собой не было! Это приемная администрации президента, куда люди приходят встретиться с представителями власти, – естественно, не рассчитывая, что их там встретит президент. То есть место, где встречается власть и гражданин. Как можно захватить место этой условной встречи?»

В защиту лимоновцев решили выступить правозащитники. Движение «За права человека» выступило с открытым заявлением, в котором осудило «непропорциональное применение насилия со стороны милиции и спецслужб» в отношении нацболов. «Считаем нужным напомнить, что когда 24 февраля 1971 года группа активистов движения за выезд евреев в Израиль провела символическую акцию захвата приемной президиума Верховного Совета СССР, то их не избивали и не арестовывали – с ними немедленно вступил в переговоры помощник председателя президиума Верховного Совета Советского Союза Николая Подгорного и были начаты практические шаги по цивилизованному разрешению проблем иммиграции. Необходимо также подчеркнуть, что акты отчаяния и протеста провоцируются самой ситуацией, при которой демократическая оппозиция лишена возможности свободного доступа к прессе и общественной жизни», – говорится в заявлении правозащитников.

 

Уголовный кодекс РСФСР (1926 год)

 

Статья 58. Контрреволюционные преступления.

Статья 58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры – влекут за собой высшую меру социальной защиты – расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества.

 

Уголовный кодекс РСФСР (1961 год)

 

Статья 64. Измена Родине.

Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

Статья 70. Призывы к насильственному изменению конституционного строя.

Публичные призывы к насильственным изменению конституционного строя или захвату власти, а равно массовое распространение материалов, содержащих такие призывы, – наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом в сумме до двадцати минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации. Те же действия, совершенные повторно либо организованной группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок до семи лет или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные по заданию иностранных организаций или их представителей, – наказываются лишением свободы на срок до десяти лет (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. и Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года).

 

Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 год)

 

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

 

Кого обвиняли в насильственном захвате власти

 

Август 1997 года. Обвинение по ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти) предъявлено шестерым активистам военно-политического объединения «Реввоенсовет» (РВС). Им инкриминировалась попытка восстановления советской власти путем вооруженного восстания, взрыв памятника императору Николаю II в селе Тайнинское, попытка взрыва памятника императору Петру I в Москве и газовой станции в Люберецком районе Подмосковья. В апреле 2002 г. Мосгорсуд приговорил пятерых подсудимых к заключению сроком от 4,5 до 11 лет.

Август 1999 года. Обвинение по ст. 278 УК РФ предъявлено бывшему военнослужащему, члену омского Союза офицеров Андрею Мандрику. По версии следствия, в декабре 1998 г. он призвал жителей деревни Турмакла захватить райцентр Мурамцево, находящийся на севере Омской области, а затем в Омске захватить здания городской администрации и правоохранительных органов. 7 февраля 2002 г. Омский областной суд снял с Мандрика обвинение по ст. 278 «за отсутствием в его действиях состава преступления», осудив на один год лишения свободы по ст. 280 УК «за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации». По этой статье Андрей Мандрик попал под амнистию.

15 мая 1999 года. В Госдуме РФ представлен доклад спецкомиссии по импичменту президента России Бориса Ельцина. В нем утверждалось, что в сентябре–октябре 1993 г. Борис Ельцин совершил преступления, подпадающие под статью 278 УК РФ. Импичмент не состоялся.

16 августа 2001 года. Генпрокуратура РФ сообщила об аресте 17 членов экстремистской организации «Мусульманское общество № 3», готовивших захват власти в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии «с целью создания в регионе мусульманского государства ваххабитского толка». На след ваххабитов спецслужбы вышли после серии терактов в Минводах, Невинномыске и Пятигорске в конце 2000-го – начале 2001 г. Всем задержанным были предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ, в том числе по ст. 278 УК РФ. В июле 2002 года Ставропольский краевой суд приговорил рядовых членов организации к срокам от 4,5 до 15 лет лишения свободы. Лидеры группировки – Рамазан Гочияев, Хызыр Салпагаров, Эдуард Харатоков в сентябре того же года были осуждены на сроки от 15 до 23 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1102
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1745
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1599
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3000

Другие новости