0
1330
Газета События Интернет-версия

01.12.2004 00:00:00

Кто не работает – тот не устает

Тэги: ми8, катастрофы


За последние несколько дней в России произошли два ЧП с участием вертолетов Ми-8. На Камчатке погибли 4 человека, в Хабаровском крае обошлось без жертв, но 3 человека находятся в больнице с тяжелыми травмами. Камчатская трагедия стала 6-й в уходящем году катастрофой вертолета этого типа, а в среднем по России каждый год разбивается 5–7 Ми-8. Но он по-прежнему остается самым массовым и безальтернативным вертолетом российской авиации.

Вчера на Камчатке обнаружены бортовые самописцы вертолета Ми-8 компании «Камчатские авиалинии», выполнявшего санитарный рейс по маршруту Асача–Елизово и потерпевшего крушение 27 ноября на юго-западном склоне вулкана Горелый. Как сообщили в Главном управлении ГО и ЧС области, тела четырех человек найдены и опознаны: командир экипажа Сергей Боровков, второй пилот Олег Прокудин, врач Центра медицины катастроф Глеб Устинов и фельдшер Светлана Андреева. Поиски бортмеханика Владимира Коростылева возобновятся сегодня с наступлением светлого времени суток.

А в понедельник ближе к вечеру самолет ВВС Ан-12 обнаружил в 150 км к северу от Комсомольска-на-Амуре огни костров на месте аварийной посадки вертолета Ми-8, который выполнял лесопатрульный полет между Комсомольском-на-Амуре и поселками Эвором и Боктор на северо-востоке Хабаровского края и не вышел на связь утром 29 ноября. Как сообщил оперативный дежурный краевой поисково-спасательной службы, к месту аварии вылетел вертолет Ми-8, который забрал экипаж вертолета и пассажиров. По предварительным данным, авария произошла по причине отклонения от полетного задания.

Катастрофы с участием Ми-8 случаются намного чаще, чем с другими вертолетами. Периодически, после очередной катастрофы, выходят запреты на полеты этих вертолетов, проводятся расследования, эксперты делают свои выводы – и в итоге запреты снимаются. Кто-то объясняет это тем, что авиация не может обойтись без самого массового вертолета. Но авиаэксперты дают другое объяснение. Выводы всех экспертиз за малым исключением звучат примерно одинаково: «Ошибка пилотирования», «Ненадлежащее техническое обслуживание», «Нарушение правил эксплуатации».

Ми-8 наряду с автоматом Калашникова – символ успехов отечественного машиностроения. «Рабочая лошадка», «воздушный извозчик», «небесный вездеход» – лишь немногие из эпитетов, присвоенные Ми-8 за 40-летнюю историю этого вертолета. Он, по словам пилотов, «летает там, где надо, а не там, где можно» – и эта способность зачастую играет с летчиками злые шутки. По словам Татьяны Курович, представителя Московского вертолетного завода им. Миля (в КБ которого и был создан в 1963 году Ми-8), «если их выпущено больше всех, если они летают больше всех, то это нормально, что они и падают чаще других. При этом не стоит забывать о том, в каких условиях работают эти вертолеты».

По словам Татьяны Курович, КБ не ведет полной статистики по катастрофам Ми-8, поэтому специалистам трудно говорить об основных причинах крушений. «Мы рассматриваем, как правило, те случаи, в которых речь идет о конструкторских недоработках. Если говорить о вертолетах, которые падают в последнее время, то там не было отмечено никаких недоработок или технических погрешностей. Уже 40 лет они летают, порой в самых экстремальных условиях, и претензий к конструкции нет. Все падения – это результат недобросовестного обслуживания, ошибок пилотирования и так далее».

Многоцелевой вертолет Ми-8 создан на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л. Миля, первый полет совершил в 1962 году. Всего с 1965 г. произведено более 12 000 вертолетов (в том числе 7300 Казанским вертолетным заводом и более 4500 – Улан-Удинским авиационным заводом), из них более 3600 – на экспорт. Такой объем выпуска Ми-8 – абсолютный рекорд в своем классе (по количеству изготовленных машин Ми-8 уступает только легким американским вертолетам «Белл», которых было построено около 14 тыс.).

За 40 лет создано более 50 модификаций вертолета Ми-8, в том числе правительственные и VIP-варианты. Ми-8 стоит на вооружении армий более 40 стран мира (в том числе членов НАТО), применялся практически во всех военных конфликтах после 1970 года, кроме войны за Фолклендские (Мальвинские) острова. Советская армия начала эксплуатацию Ми-8 с 1965 г., а немного позже он стал поставляться в ВМФ, силовые структуры и правительственные службы.

 

Катастрофы Ми-8 в 1998–2004 гг.

 

1998 год – 8 катастроф
1999 год – 6 катастроф
2000 год – 1 катастрофа
2001 год – 7 катастроф
2002 год – 5 катастроф
2003 год – 5 катастроф
2004 год – 6 катастроф

За 7 лет жертвами 38 катастроф Ми-8 стали как минимум 180 человек, в том числе замминистра МВД РФ генерал-полковник Михаил Рудченко и заместитель главкома Внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов (27 января 2002 г.), губернатор Красноярского края Александр Лебедь (28 апреля 2002 г.) и губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов (20 августа 2003 г.).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
632
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1313
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости