0
1040
Газета События Интернет-версия

04.11.2004 00:00:00

Офшорный треугольник в Японском море

Тэги: приморье, суда, катастрофы


Операция по спасению двух российских экипажей продолжалась весь вчерашний день в Японском море, у южного побережья Приморья. Лесовоз «Ароса» (порт приписки Пномпень, принадлежал британской компании «Hatie Shipping», зарегистрирован под флагом Камбоджи) затонул утром во вторник в 30 км от поселка Валентин Лазовского района. А вечером того же дня пропала связь с направлявшимся с грузом леса в Японию судном «Вест» (ходит под монгольским флагом). Как стало известно «НГ», в связи с катастрофами губернатор Приморья Сергей Дарькин готовит специальное распоряжение администрациям портов усилить меры безопасности по креплению и транспортировке грузов, особенно в плохих погодных условиях. Но, как говорят профсоюзные лидеры моряков, участившиеся ЧП с участием ходящих под иностранными флагами российских судов объясняются в первую очередь не столько несоблюдением правил, сколько небрежностью и их экипажей, и их владельцев, эксплуатирующих корабли на износ.

Как сообщили корреспонденту «НГ» во владивостокском Спасательно-координационном центре (СКЦ), в поисках 7 членов экипажа «Аросы» вчера участвовал экипаж морского буксира «Гриф». Часть команды лесовоза (7 моряков) удалось спасти, одна женщина (корабельный кок) погибла. В СКЦ рассказали, что «Ароса» шел с грузом угля в Японию, когда во время шторма один из трюмов открылся, в него хлынула вода, и судно перевернулось. Сейчас капитан судна находится в тяжелом состоянии, его эвакуировали в одну из клиник Приморья на вертолете.

Второе судно, сухогруз «Вест», подало сигнал бедствия, находясь в 50 км от поселка Ольга (160 км к востоку от Находки). По словам дежурного СКЦ, капитан успел сообщить, что из-за сильных волн груз леса стал смещаться и судно дало крен. В поисках «Веста», все 27 членов экипажа которого – российские граждане, – задействованы пять кораблей Дальневосточного и Арктического морских пароходств, а также самолет Ан-26.

Катастрофы «Аросы» и «Веста» – соответственно девятое и десятое ЧП такого рода, произошедшее за последние два года с зарегистрированными под иностранными флагами судами с российскими экипажами (см. справку). В том, что многие отечественные корабли за последние 15 лет сменили порты приписки и флаги, став субстандартными судами (суда с национальным экипажем и национальным владельцем, зарегистрированные под иностранным флагом), нет ничего удивительного. Как пояснил в беседе с корреспондентом «НГ» замруководителя Главного координационного спасательного центра Росморфлота Владимир Комаров, такая практика «с точки зрения международного права не запрещена» и объясняется экономической выгодой для владельцев – избавляет их от необходимости платить налоги на родине.

По словам замначальника департамента судоходной политики Росморфлота Владимира Сарычева, практически все крупные судоходные компании в России уже давно обзавелись «дочками» за границей, и большая часть их судов зарегистрированы в этих офшорах. «И дело здесь не только в налогах, – заявил «НГ» Владимир Сарычев. – Например, судовладельцу необходимо поставить на судно дорогостоящее современное оборудование. У российских производителей таких устройств нет, поскольку у них тоже масса проблем: нет денег, технологий, оборудования. Судовладелец вынужден покупать все это за рубежом, платить огромные таможенные пошлины на ввоз этого оборудования и еще массу сопутствующих платежей. После такой операции срок окупаемости судна возрастает до 50%. А представьте себе, сколько заплатит судовладелец, если захочет купить заграничное судно и зарегистрировать его в России. При таком положении дел естественно, что российские суда уходят в заграничные офшоры».

Однако далеко не все судоходные компании уходят в офшоры, чтобы модернизировать свою собственность. По свидетельству самих моряков, многие субстандартные суда – остатки старой советской системы флота, которую новые собственники эксплуатируют на износ, а условия работы на них – «хуже некуда».

Вице-президент Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков рассказал «НГ», что, согласно международному законодательству, все связанные с работой моряков вопросы – размеры зарплаты, соцгарантии, страховка, рабочее время, питание, – регулирует Международная федерация транспортников. Этой организацией разработан унифицированный договор для российских моряков, работающих на судах под иностранным флагом. «Но сейчас практика показывает, что на субстандартных судах платят нищенские деньги, за которыми зачастую идут не профессиональные моряки, а неквалифицированная рабочая сила. Известны примеры, когда на таких судах плавают бывшие таксисты с купленными дипломами. С подобным экипажем в экстремальных условиях может произойти все что угодно», – считает Юрий Сухоруков.

Владивосток

 

ЧП с российскими экипажами на иностранных судах за последние два года

3 февраля 2003 г. у берегов Турции в результате отказа двигателя село на мель судно «Евроазия» под флагом Камбоджи с российским экипажем из 10 человек. В ходе спасательных работ двое матросов упали за борт. Найти их не удалось.

28 мая 2003 г. в проливе Босфор греческий танкер «Полисини-1» с российским экипажем врезался в четыре плавающих ресторана, пришвартованных у берега в районе Арнавуткея. Жертв удалось избежать.

21 ноября 2003 г. в Японском море произошло ЧП на монгольском теплоходе «Фест» с российским экипажем, который шел из приморского порта Славянка в южнокорейский порт Масан с грузом леса. Во время сильного шторма вышел из строя главный двигатель, и судно потеряло управление. Все 13 российских моряков спасены.

16 декабря 2003 г. у берегов восточного Сахалина в районе Мыса Терпения затонуло рыболовное судно «Персей-1» под флагом Белиза, принадлежащее фирме Pacific Sea of Marine Singapore. 13 членов экипажа, в том числе пять российских граждан, спасены.

23 января 2004 г. у берегов Хабаровского края был затерт льдами и затонул сухогруз Pamela Gold владивостокской компании Pamela Corporation, шедший под камбоджийским флагом из Японии в порт Ванино. Все 22 члена российского экипажа спасены.

6 марта 2004 г. у северного побережья Приморья в районе мыса Золотой затонул теплоход «Алмаз», зарегистрированный под флагом Белиза. 16 моряков российского экипажа были спасены, один пропал без вести.

23 апреля 2004 г. вблизи китайского порта Шанхай столкнулись греческий сухогруз и работающее под камбоджийским флагом судно Sea Breath с российским экипажем на борту. В результате столкновения Sea Breath получил пробоину и затонул. Российский экипаж в составе 20 человек спасен.

7 сентября 2004 г. в акватории японского порта Хацукаити на острове Хонсю во время шторма получил пробоину и затонул теплоход «Голубой океан», шедший под флагом Камбоджи из порта Находка в Японию с грузом леса. Из 18 членов российского экипажа трое погибли, один пропал без вести.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1271
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1119
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2142
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
960

Другие новости