Взрыв кисловодской электрички стал одним из самых громких терактов 2003 года.
Фото Reuters/RTR
Верховный суд России во вторник оставил в силе приговор Ибрагиму Исрапилову, осужденному на 20 лет лишения свободы по делу о теракте в электричке Кисловодск–Минеральные Воды 3 сентября 2003 года. Тогда в результате взрыва двух фугасов, заложенных под железнодорожным полотном на перегоне Подкумок–Белый Уголь, 7 человек погибли и более 80 были ранены. Заслушав представителей защиты и гособвинения, суд высшей инстанции отказался удовлетворить просьбу адвокатов Исрапилова отправить дело на новое рассмотрение.
Бывший префект Шатойского района Чечни 43-летний Ибрагим Исрапилов был задержан 23 декабря прошлого года на территории Предгорного района Ставрополья оперативниками ФСБ, которые обратили внимание на подозрительный автомобиль «ВАЗ-21099». При досмотре в машине обнаружили 22 кг взрывчатки – около 20 кг тротила и почти 2 кг пластита. Кроме того, в автомобиле находилось два электродетонатора в комплекте с двумя пластиковыми бутылками, в которые были вмонтированы детали от радиостанции «Кенвуд», обеспечивающие взрывному устройству дистанционное управление. У самого Исрапилова при личном досмотре изъяли пистолет Иж-75 и гранату РГД-5.
На следствии задержанный сознался в том, что участвовал в организации теракта в электропоезде Кисловодск–Минеральные Воды, являясь посредником между заказчиком и исполнителем. В его задачи входила передача оружия, денег и взрывчатки. Исрапилов также сообщил, что входил в боевое подразделение Доку Умарова, по указанию которого не раз доставлял взрывные устройства из Ингушетии в район Кавказских Минвод.
В июле с.г. Ставропольский краевой суд приговорил Исрапилова к 20 годам лишения свободы, признав его виновным в терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном хранении оружия. Кроме того, суд обязал его выплатить в пользу Российской железной дороги 2 млн. руб. за нанесенный терактом ущерб. Защитники Исрапилова тогда заявили, что не согласны с приговором, поскольку, по их мнению, в деле не было практически никаких доказательств, кроме признательных показаний обвиняемого.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный суд, адвокат осужденного Супьян Басханов просил вышестоящую инстанцию отменить приговор, исключив из него статью 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов), а также статью 105 (убийство двух и более лиц) и направить дело на новое рассмотрение. В свою очередь, представитель гособвинения заявил, что «вина осужденного полностью была установлена в ходе судебного заседания с учетом показаний, которые дал сам обвиняемый». По мнению прокурора, «суд верно квалифицировал действия Исрапилова с учетом общественной опасности содеянных преступлений». Верховный суд поддержал позицию прокурора и оставил жалобу защиты без удовлетворения, а приговор – без изменения.