Виктор Илюхин, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и член комиссии по противодействию коррупции
Ни президент, ни правительство не обеспечивают выполнение своих конституционных обязанностей по защите граждан, по обеспечению их прав на свободное перемещение и проживание. Речь ведь идет не только о терроризме, а о вале преступности. Президент сконцентрировал в своих руках руководство всеми силовыми структурами и явно не справляется с обязанностями. Сегодня правоохранительная система и спецслужбы обслуживают власть, но не обеспечивают защиту общества, гражданина и личности.
Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности
Совершенно очевидно, что разрушение системы спецслужб не могло не дать своих результатов. Плюс к этому коррупция: она делает бессмысленными любые заслоны, проверки, режимы. Третья причина – кадровый голод спецслужб: пришли люди непрофессиональные, а зачастую и случайные. При возникновении «боевой» ситуации решать ее некому. Если мы все этого не осознаем и не изменим своего подхода к спецслужбам и состоянию правоохранительной системы, то соболезновать родственникам нам придется регулярно, понимая при этом, что мы играем в чудовищную рулетку – никто не знает, кто станет следующим.
Валерий Хомяков, политолог, директор Агентства прикладной и региональной политики
Государство, в котором мы живем, – безответственное. Катастрофа самолетов, трагедия на «Рижской», захват школы – все подтверждает одно: чиновники перед народом не отвечают. Столько всего произошло, и никто не подал в отставку: ни начальник ФСБ, ни главный милиционер страны. Все молчат, как будто так и надо, и считают нормой то, что Россия стала одной из горячих точек на планете. Силовики, может быть, и хотят что-то сделать – потому они и выбили себе увеличение на треть финансирования в бюджете на 2005 год, – но ничего не могут. Либо потому, что не умеют, либо полностью коррумпированы.
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы
То, что происходит, – мировой процесс. Проблемы террористического плана есть практически у всех государств, от Индии до США. Мы здесь не исключение. Надо делать правильные выводы, принимать практические меры, в том числе политического характера. А когда говорят только об организационно-технических мероприятиях – усилениях, проверках, – это неправильно. Главные меры лежат в политической сфере, а такое впечатление, что власть по политическим вопросам не хочет разговаривать. Надо решать вопросы экономики кавказских регионов и делать правильные тактические выводы по ситуации на Северном Кавказе.
Дмитрий Орлов, политолог, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций
Готовность российских спецслужб к противостоянию террористической активности оказалась экстремально низкой. Сказалась явная неспособность противостоять удару. Что нужно делать? Главное – концентрировать усилия не на расследовании и ликвидации последствий терактов, а на их предотвращении, с созданием специальной разведывательной системы. «Густота» терактов, которую мы наблюдаем в последние дни, показывает, что контрразведывательная деятельность не ведется. Случившиеся события должны привести к серьезным перестановкам и консолидации работы спецслужб в этом направлении. Существует как системная угроза национальной безопасности, так и серьезная, способная привести к изменениям в психологическом климате угроза безопасности каждого гражданина.
Станислав Белковский, политолог, президент Института национальной стратегии
Избавиться от терроризма можно, только меняя политический контекст, а не усиливая меры безопасности. Я очень опасаюсь, что теракты могут повлечь за собой лишь чисто механистическое ограничение свобод без реального повышения эффективности противостояния террористам. Это не может быть решением проблемы терроризма в целом.
Исламистские организации, деятельность которых в России запрещена
14 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал террористическими 15 радикальных исламистских организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена. В список вошли «Высший военный маджлисуль – шура объединенных сил моджахедов Кавказа» и «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», созданные в Чечне и возглавляемые Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым. Кроме того, в список включены радикальные исламистские организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, «Асбат аль-Ансар» (Ливан), «Аль-Джихад», «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» (Египет), «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Лашкар-И-Тайба» и «Джамаат-и-Ислами» (Пакистан), движение «Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана), «Джамаат аль-Ислах аль-Иджтимаи» и «Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт) и «Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).
Что такое «Бригады Исламбули»
«Бригады Исламбули» (точное название «Бригада Халеда аль-Исламбули») – исламская радикальная террористическая группа, сформированная в Египте. Названа в честь египетского офицера Халеда Исламбули, организовавшего и осуществившего убийство президента Египта Анвара Садата в 1981 году. Программные цели и численный состав неизвестны. Предположительно является боевым подразделением международной террористической сети «Аль-Каида». Руководитель – шейх Тахер Махмуд аль-Муршиди. Осенью 1999 г. группа организовала направление боевиков для участия в военных действиях в Чечне (после предварительной переподготовки в лагере Айн аль-Хильве на территории Ливана). Члены группировки также брали на себя ответственность за покушение на кандидата на пост премьер-министра Пакистана Шауката Азиза в июле 2004 года и за недавние катастрофы двух российских пассажирских самолетов в Ростовской и Тульской областях.