0
1164
Газета События Интернет-версия

09.07.2004 00:00:00

Букет нон грата

Тэги: цветы, голландия, росветнадзор, преступность


цветы, голландия, росветнадзор, преступность Пока ассортимент цветов на московских прилавках достаточно широк.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Цветочный бизнес в России, сформировавшийся по большей части в «смутные времена» начала 90-х, и сейчас остается, пожалуй, одним из самых теневых. Какие деньги вращаются на этом рынке, точно не знает никто: официальных данных просто нет. По неофициальным же, «цветочный» оборот составляет более 2 млрд. долларов в год, что, по мнению экспертов, сопоставимо с прибылью, которую получают нелегальные торговцы оружием и наркотиками.

Большая часть тюльпанов, роз, ирисов, нарциссов и фрезий до последнего времени поступала в нашу страну из Голландии, где еще с начала прошлого века налажена система цветочного аукциона, на котором свою продукцию продают производители со всего мира. Только в 2003 году в Россию из Страны тюльпанов было ввезено более 60 млн. срезанных цветов. Однако 28 июня с.г. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росветнадзор) запретила импорт цветов из Голландии. Как объясняют сами специалисты службы, принять санкции пришлось из-за опасного вредителя – калифорнийского трипса, который был обнаружен в партии цветов, привезенной в Ростовскую область. А вчера стало известно, что Росветнадзор намерен обратиться в Европейскую комиссию с просьбой предоставить гарантии того, что цветы из Нидерландов не будут поступать в Россию через другие страны Европейского союза.

«Анализ сертификатов, по которым поставлялись цветы в Россию, показал, что голландская сторона в значительной степени отошла от соблюдения согласованной формы фитосанитарного сертификата», – прокомментировал действия своего ведомства руководитель Росветнадзора Сергей Данкверт. Но практически одновременно с заявлением Данкверта стали распространяться слухи о том, что трипс – всего лишь повод, а истиной причиной запрета на импорт стало нечто более значительное. Например, передел сфер влияния на российском цветочном рынке. Насколько оправданны подобные предположения?

Заявления Данкверта выглядят более чем убедительно. По его словам, отправители перестали указывать в документации перечень и количество поставляемых цветов. «Получается, что сертификаты можно было использовать несколько раз, к ним можно было приложить любой счет на цветы», – отметил Данкверт. Во всех сопроводительных документах страной происхождения цветов значилась Голландия, но, как утверждает глава Росветнадзора, «для отдельных цветов она не может быть таковой». Сославшись на данные голландской стороны, глава Росветнадзора также сообщил, что за последние 6 лет служба защиты растений Голландии не приняла более 3 тыс. партий цветов, предназначенных для отправки в Россию, из них 1033 партии – из-за трипса. При этом Данкверт напомнил, что в прошлом году при карантинном и фитосанитарном досмотре цветов в пунктах пропуска через границу РФ и по месту поступления было выявлено 47 случаев заражения голландских цветов трипсом.

Между тем, как сообщает агентство РБК, Нидерландская ассоциация экспортеров и импортеров цветов (HBAG) до сих пор не получила от Росветнадзора официального письма, проясняющего позицию России по поводу цветочного импорта. По словам руководителя отдела торговой политики ассоциации Яна Ланнинга, в HBAG о заявлении Данкверта узнали из прессы. «Мне неясно, почему запрещен ввоз не конкретной зараженной партии цветов, а приостановлены поставки всех экспортеров. К тому же жучка обнаружили в горшечных растениях, а запретили ввоз и срезанных цветов», – сказал Ланнинг. При этом он называет проблему с нахождением трипса «преувеличенной».

Специалисты Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева пояснили «НГ», что калифорнийский трипс – «действительно опасное насекомое, в тепличных условиях пожирает растения и размножается катастрофически быстро. Это крылатое насекомое размером менее миллиметра откладывает микроскопические яйца на цветах и листьях там, где их чрезвычайно сложно увидеть. Ученые даже называют его птицей Феникс».

Калифорнийский вредитель почти непобедим: землю под теплицей с зараженными растениями приходится полностью выжигать. Кроме того, трипс может перелететь на другие растения: со срезанной розы на домашние цветы в горшках. «Этот жучок – не морозоустойчивое насекомое, но, по нашим данным, приспособился даже переносить условия нашей суровой зимы», – рассказал корреспонденту «НГ» заведующий одного из отделов Ботанического сада РАН Олег Ткаченко. По словам одного из сотрудников Государственной пограничной инспекции по карантину растений Москвы, трипс весьма прожорлив, «поедает около 250 видов растений, и не только цветы. Но для человека он не представляет опасности». Между тем сотрудники инспекции пояснили корреспонденту «НГ», что «и раньше в Россию периодически попадали зараженные трипсом цветы, однако никакие запретительные санкции тогда не вводились».

Пока цены на цветы в Москве практически не изменились: оптовики имеют солидные «голландские» запасы и, видимо, еще какое-то время продержатся. Однако ассортимент цветочных ларьков и небольших магазинов оскудел: к примеру, уже не найти белых ирисов. Представители крупных оптовых фирм, торгующих цветами, пока затрудняются говорить о перспективе бизнеса. Все сходятся в одном: Москва без цветов не останется, есть налаженные контакты с Эквадором, Израилем и Германией. Справедливости ради стоит заметить, что в этих странах нет международной цветочной биржи, а привезти розы из Эквадора в обычной фуре не удастся. Так что, если запрет на импорт в ближайшие пару месяцев не будет аннулирован, цены на цветы возрастут достаточно ощутимо. И как следствие – передел сфер «цветочного влияния» неминуем.

Справка «НГ»

«Цветочный» бизнес едва ли не самым первым попал под контроль оргпреступности. Это и неудивительно: он всегда был и остается едва ли не самым прибыльным в столичной торговле. Еще на заре перестройки, в самом начале расцвета предпринимательства, этот бизнес контролировался ассирийской и азербайджанской преступными группировками. В настоящее время, по данным источника «НГ» в ГУВД столицы, цветочная торговля полностью контролируется азербайджанской мафией. (Азербайджан по-прежнему остается одним из основных поставщиков цветов на московский рынок.) И «цветочные» преступления – отнюдь не редкость. До сих пор не раскрыто убийство в 2000 году гендиректора ООО «Эскалибу-М» Алексея Качкова, считавшегося далеко не последним человеком в высокодоходном бизнесе. Продолжается расследование убийства владельца крупнейшего в Томской области цветочного салона, совершенного в марте 2003 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
910
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1067
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1487
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1200

Другие новости