Издалека могло показаться, что горит Кремль.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Пожар, в ночь выборов президента России полностью уничтоживший под стенами Кремля выставочный комплекс «Манеж», выходя далеко за рамки столичных ЧП последнего времени, высветил целый ряд самых серьезных вопросов. Почему шокирующее происшествие в самом центре Москвы, равного которому не было со времен пожара в гостинице «Россия», случилось именно в разгар победного для президента Путина подсчета голосов? Почему горело так долго и разрушительно? Существовали ли другие способы тушения огня кроме поливания водой из шлангов? Почему уникальный памятник архитектуры не был застрахован? Чем объясняется та оперативность, с которой столичные власти в лице главного архитектора Александра Кузьмина предъявили общественности варианты восстановления Манежа, включающие кроме прочего строительство гаражного комплекса? И как в этом контексте расценивать заявление Зураба Церетели, который уже выразил готовность реконструировать Манеж?
Масштабы происшедшего и его возможные последствия могут объяснить то собрание первых лиц государства и города, которое наблюдалось у объятого пламенем Манежа. Первым на место происшествия прибыл глава МЧС Сергей Шойгу. Вскоре за милицейским оцеплением можно было видеть мэра Москвы Юрия Лужкова и вице-мэра Валерия Шанцева в сопровождении начальника городской милиции Владимира Пронина, прокурора столицы Анатолия Зуева и других высокопоставленных чиновников. В начале первого ночи к Манежу подъехал премьер-министр Михаил Фрадков.
═
«Не ищите терроризма»
═
Версию теракта первым решительно отмел Юрий Лужков. «Не ищите здесь никакого терроризма, никаких диверсий. Это причины, которые наверняка связаны с обыденными, хозяйственными моментами», – заявил он журналистам. Иное мнение высказал глава ЦИКа Александр Вешняков. «Существует версия о коротком замыкании, – сказал он вчера на пресс-конференции, – однако нельзя исключить и того, что это была провокация, направленная против России как государства». По словам Вешнякова, такую возможность нельзя исключить, поскольку это происшествие случилось именно в день выборов президента РФ.
Весь вчерашний день на пепелище работали сотрудники испытательной пожарной лаборатории ГУГПС МЧС России. В УГПС Москвы корреспонденту «НГ» сообщили, что предварительные выводы станут известны через несколько дней. Но известно, что сами пожарные не ограничиваются предположением о «коротком замыкании». Уже вчера говорили как минимум о четырех версиях. Помимо упомянутой это неосторожное обращение с огнем: в день пожара на крыше здания велись сварочные работы. Кроме того, причиной случившегося могли стать работы по продувке вентиляции – лопасти крыльчатки двигателя якобы за что-то зацепились, и возникла искра. И наконец, это петарда, выпущенная кем-то на Моховой и влетевшая в слуховое окно Манежа.
С огнем боролись 250 пожарных, 80 спецавтомобилей. Прохожие и журналисты из уст в уста передавали слова Сергея Шойгу о том, что вскоре тушить пожар прилетят спецвертолеты МЧС России. Однако воздушная техника так и не появилась. Как вчера пояснили «НГ» в пресс-службе МЧС РФ, «позднее стало ясно, что технологически применение вертолетов не имело смысла».
Ровно через два часа после начала пожара (точное время – 23.13) окрестности Кутафьей башни потряс грохот обрушившейся крыши, и над Моховой взвился столб пламени, искр и пыли. Именно в этот момент возникла реальная угроза распространения пламени на соседние старинные здания – факультета журналистики МГУ, Научной библиотеки университета и домовой церкви св. Татианы. Чтобы не допустить этого, пожарные подразделения устроили на Моховой проливной дождь – завеса отделила пылающий Манеж от зданий на противоположной стороне улицы.
Ближе к полуночи из этой водяной завесы к журналистам вышел мэр Москвы Юрий Лужков – в непромокаемых сапогах и дутой куртке с каплями на плечах и спине. «Причины пожара неизвестны, – заявил он. – Версия поджога не рассматривается. Причина скорее всего хозяйственная: рабочие осуществляли продувку вентиляционных систем».
В 23.49 представитель УГПС Евгений Бобылев объявил о локализации пожара, и суета вокруг Манежа стала потихоньку утихать. Но в начале первого ночи оставшихся зевак вновь оттеснили к тротуарам. На Моховой, рядом с Библиотекой им. Ленина, появился Сергей Шойгу. Он стоял с сигаретой в окружении охраны, словно кого-то ожидая. И действительно – со стороны Большого Каменного моста появился бронированный микроавтобус и остановился рядом с главой МЧС. Из него выскочили спецназовцы с автоматами. Оказалось, что в штаб направляется председатель правительства Михаил Фрадков.
По факту пожара в Манеже прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ: ст. 168 – «уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» и ч. 3 ст. 109 – «причинение смерти по неосторожности двух и более лиц вследствие неисполнения своих должностных обязанностей». В тот момент, когда обрушилась крыша здания, внутри оказались несколько бойцов пожарной охраны. Двое из них – 32-летний прапорщик Эдуард Фомин и 29-летний прапорщик Геннадий Золотков погибли. Еще один пожарный – 33-летний Дмитрий Пантюхин находится в Институте им. Склифосовского в тяжелом состоянии.
═
Горячие кадры
═
Первые кадры пылающего на фоне кремлевских звезд Манежа появились в прямом эфире программы Леонида Парфенова «Намедни» примерно в половине десятого вечера: съемка велась из студии в гостинице «Россия». Однако вскоре трансляция впечатляющих кадров прекратилась. Вчера появились сведения о том, что трансляцию пришлось прервать после визита на НТВ сотрудников спецслужб. Однако в Московском УФСБ отказались прокомментировать произошедшее на НТВ. Руководитель пресс-службы столичного УФСБ Евгений Калинович сказал корреспонденту «НГ»: «Понятия не имею, что это были за люди, никакой информации на этот счет у меня нет». Весьма уклончивый ответ относительно причастности своих сотрудников к визиту на НТВ дали в ЦОС ФСБ. По словам представителя ЦОС, никаких официальных сообщений, заявлений и комментариев на этот счет от руководства ФСБ не поступало.
ЧП на Моховой внесло коррективы в работу всех федеральных телеканалов, в прямом эфире передававших последние новости о ходе избирательной кампании. Программа «Свобода слова» (НТВ) давала периодический отчет о грандиозном пожаре. Ведущий итоговых «Вестей» Сергей Брилев сообщил телезрителям, что сейчас покажет «кадры, которые вас удивят». Он охарактеризовал зарево над Кремлем как «неприятность» и посетовал на то, что «жизнь сделала странный поворот». На Первом канале о пожаре вспомнили позже, несмотря на то что корреспондент канала Владимир Соловьев периодически выходил в прямой эфир, сообщая о работе путинского штаба, стоя возле Кремля на Васильевском спуске.
По словам работавших на месте телевизионных корреспондентов, сотрудники ФСО запретили снимать пожар с тех точек, где создавалось впечатление, что горит сам Кремль. Причем запретили не только российским, но и западным телекомпаниям. По словам корреспондента НТВ Сергея Гапонова, работавшего на пожаре, коллег с Первого канала просили не снимать Кремль. А в Рейтер пожаловались, что сотрудникам телекомпании постоянно мешали снимать в эту ночь. Исключением стал лишь телеканал «Россия», который имеет в расположенном напротив Красной площади здании концертного зала «России» всепогодную камеру программы «Вести».
═
«Все равно бы сгорело»
═
Знали ли пожарные, что двухсотлетнее здание Манежа в значительной степени состоит из деревянных конструкций и горит подобно спичечному коробку? Безусловно. В УГПС Москвы корреспонденту «НГ» подтвердили, что «уникальность строения с конструктивной точки зрения была хорошо известна». Манеж – единственное в России строение, имеющее при столь значительной площади (8700 кв. м.) полностью деревянные перекрытия. «Металлические конструкции на чердаке – стальные подпорки – появились лишь в советские времена, когда крыша стала проседать, – сообщили в УГПС. – Все остальное – дерево». Пожарные отметили, что «в идеале балки, стропила и остальные конструкции должны быть покрыты специальным антигорючим составом, причем пропитка должна производиться с определенной периодичностью». Сейчас специалисты выясняют, когда именно в последний раз обрабатывались перекрытия.
Почему руководство штаба пожаротушения не решилось применить для ликвидации огня вертолеты? Причины разные. Во-первых, как заявили корреспонденту «НГ» в УГПС, при подобном методе обрушившиеся с неба тонны воды просто проломили бы крышу, а стены продолжали бы гореть. А во-вторых, по словам наших собеседников, не исключено, что применение вертолетов в непосредственной близости от Кремля могло быть «не рекомендовано» спецслужбами. Впрочем, по словам руководителя пресс-службы ФСО Сергея Девятова, его ведомство не имеет никакого отношения к отмене полетов пожарной авиации: «Насколько я знаю, был боковой ветер, и специалисты посчитали, что риск попадания водяной массы на близлежащие здания слишком велик. Конечно, авиационные структуры, имеющие разрешения на полеты на территории Москвы, должны согласовывать свои маршруты с ФСО, но, уверяю вас, в данном случае мы никаких запретов не давали».
Как утверждают в УГПС, невозможно было использовать и высокотехнологичные методы тушения – к примеру, газ. «Газ применяют для того, чтобы снизить концентрацию кислорода и тем самым приостановить пламя. Но делать это можно только в закрытых помещениях, а на «Манеже» огонь был снаружи, – объясняют специалисты. – Не было смысла и в применении пены. Помимо того, что это довольно дорогое удовольствие, дерево все равно бы сгорело».
Вчера появились первые данные о проверках, которые пожарные инспекторы проводили в помещении Манежа. За отправную точку брандмейстеры приняли инспекцию, проведенную в 2001 году. «Тогда было выявлено 50 недочетов, – сообщил сотрудник пресс-службы УГПС Евгений Бобылев. – Следующей проверкой, проведенной в апреле прошлого года, было установлено, что 28 предписаний так и остались невыполненными». Почти все из них «носили капитальный характер и требовали значительных материальных затрат». В здании отсутствовала автоматическая система пожаротушения, не было системы оповещения о возгорании, балки перекрытия не были оштукатурены.
═
Памятник архитектуры с подземной автостоянкой
═
По словам Юрия Лужкова, «само здание не утрачено, и подлежит восстановлению». На прошедшем вчера в мэрии Москвы заседании Юрий Лужков дал указание в течение недели вывезти сгоревший мусор, поставить леса и обнести Манеж сеткой. В сгоревшем здании уже работают геодезисты, они изучают сохранность фундамента. Как заявил вчера главный архитектор столицы Александр Кузьмин, рассматриваются два варианта реконструкции, и оба будут вынесены на пятничное заседание Общественного градостроительного совета при мэре Москвы. По первому варианту, восстановление перекрытий и стропил Манежа будет производиться из «клеено-деревянных конструкций». По второму – эти конструкции будут металлическими. «К счастью, есть обмеры здания Манежа, по которым мы будем стараться максимально восстановить его облик. Но мы знаем то, что уничтожил огонь, но не знаем, что может уничтожить вода», – сказал Кузьмин.
Не исключено, что реконструированный «Манеж» станет более чем вдвое больше. Как передал Интерфакс, в архитектурной группе «Моспроект-2» разработана концепция реконструкции, по которой площадь нового Манежа станет 23 тыс. кв. м. На них разместятся новые экспозиции и конференц-залы, а также рестораны, банкетные залы и буфеты. В первом подземном уровне разместятся административные и технические помещения, а во втором – подземная автостоянка.
В апреле Манеж должен был стать главной площадкой «Фотобиеннале-2004». «Мы в шоке от случившегося, – заявила корреспонденту «НГ» директор московского Дома фотографии Ольга Свиблова. – Не только из-за срыва мероприятий. Исчезает история Москвы, а вместо нее остаются новоделы».
Как заявил радио «Эхо Москвы» художник Борис Мессерер, сгорели экспонаты выставки театральных художников Москвы «Итоги сезона». Помимо экспонатов самого Мессерера, среди выставленного работы таких мастеров искусства, как Бланк, Шейнцис, Серебровский. Зато счастливчиком может считать себя популярный художник Сергей Андрияка – две тысячи его акварелей, в том числе известные «Сирень» и «Утро в Фирсановке», в Манеж должны были завести только в понедельник. Приглашения на открытие выставки 23 марта получили президент Владимир Путин с супругой и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.