0
1032
Газета События Интернет-версия

27.01.2004 00:00:00

Аресты менеджеров ЮКОСа продолжаются

Тэги: юкос, сизо, самара, арест


Вслед за взятием под стражу в минувшую среду по обвинению в уклонении от уплаты налогов председателя совета директоров ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» Рафаиля Зайнуллина («НГ» сообщала об этом во вчерашнем номере) вполне возможно применение такой же меры пресечения в отношении бывших генеральных директоров Сызранского и Новокуйбышевского НПЗ, также входящих в нефтяную компанию ЮКОС, Юрия Кубрина и Семена Михайлова.

Сотрудники главного следственного управления ГУВД Самарской области возобновили в отношении Рафаиля Зайнуллина старое уголовное дело 1999 года, которое 5 лет назад было закрыто с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Практически одновременно появилась информация об изъятии документов на всех трех нефтеперерабатывающих самарских предприятиях компании ЮКОС. Тогда же было возобновлено и ранее закрытое «налоговое дело» против Юрия Кубрина. (Почему-то в 1999 году Новокуйбышевский НПЗ и его бывшего гендиректора Семена Михайлова правоохранительные органы не «трогали».)

Сегодня в Самаре многие убеждены, что эти уголовные дела против нефтяной компании, попавшей в выборочную предвыборную немилость Кремля, имеют политическую подоплеку. И что не сегодня так завтра придут и за Кубриным, и за Михайловым, которые также виноваты в том, что жили или работали по несовершенным российским законам.

Действительно, как сообщили корреспонденту «НГ» сотрудники ОАО «Самаранефтегаз», генеральный директор Куйбышевского НПЗ Рафаиль Зайнуллин в 90-е годы вместе с заводской бухгалтерией работал по схемам минимизации налогообложения, которые на тот момент были вполне законными. Их применяли не только на КНПЗ, но и на других нефте- и газоперерабатывающих предприятиях нефтяной компании ЮКОС Самарской области, прежде всего в Новокуйбышевске и Сызрани. Использовались фирмы, зарегистрированные в закрытых административно-территориальных образованиях, которые практически были внутрироссийскими офшорными зонами. После проверки налоговой инспекцией насчитали недоимку за 1999 год без малого в 30 млн. руб., но потом разобрались и это обвинение было снято.

– По действовавшему российскому закону была внутренним офшором сибирская деревня Лесное, которую использовал ЮКОС, а город Ленинск и космодром «Байконур» был таким же офшором для «ЛУКОЙЛа», – сказал корреспонденту «НГ» источник в самарском отделении компании ЮКОС, пожелавший остаться неназванным. – Тогда все эти схемы соответствовали российскому законодательству. Теперь же внутренние офшоры ликвидировали, а с директоров, которые работали по старым законам, начинают спрашивать, как по ныне действующим.

Защитники Рафаиля Зайнуллина подготовили кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Самарского областного суда, в которой просят изменить меру пресечения в отношении своего подзащитного. Вот что по этому поводу сказал известный самарский адвокат Сергей Киринский:

– В отношении нашего подзащитного в ноябре 2003 года избиралась в качестве меры пресечения подписка о невыезде. Требования названной меры пресечения господин Зайнуллин не нарушал. По истечении 10 суток подписка потеряла силу. Оснований для избрания ему более строгой меры пресечения на протяжении почти двух месяцев у следователей не имелось и потому не понятны мотивы изменения ему меры пресечения на содержание под стражей. В нарушение требований УПК следователь и суд в постановлении не указали, по каким основаниям они считают невозможным применить к господину Зайнуллину иной, более мягкой меры пресечения, чем содержание под стражей, хотя приведенные данные о личности и состоянии здоровья содержат основания для применения к нему более мягкой меры пресечения, чем содержание под стражей. Незаконное заключение под стражу мы объясняем стремлением следственных и прокурорских органов использовать данный прием как механизм незаконного давления на него с целью получения нужных для следствия сведений в отношении руководителей ОАО «НК ЮКОС», следствие в отношении которых ведет Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В этом деле имеется и такая подробность: Рафаилю Зайнуллину, которого поместили в камеру следственного изолятора, 61 год, он инвалид 2-й группы, человек с ранее безупречной репутацией, имеет звание Почетного нефтехимика России, ветеран своего завода.

Руководитель пресс-службы самарского губернатора Константина Титова Людмила Такоева порекомендовала корреспонденту «НГ» обратиться за комментариями в прокуратуру: «они не ставят нас в известность, когда кого-то задерживают», и добавила, что губернатор Константин Титов уже сказал по поводу заключения Зайнуллина под стражу следующее: «Человека в таком почтенном возрасте можно было бы и не арестовывать».

По просьбе «НГ» ситуацию прокомментировал известный московский адвокат Максим Смаль:

– Возраст Рафаиля Зайнуллина не такой уж преклонный, 61 год – это, скажем так, предпенсионный возраст, но еще рабочий. Инвалидность второй группы тоже в принципе позволяет трудиться. В таком случае решение вопроса о мере пресечения отдается на усмотрение суда. Как мне кажется, принятое решение можно рассматривать как акт устрашения. Возможно, Зайнуллин, с точки зрения суда и следствия, не давал необходимых следствию показаний. Возможно – предположим – являлся на допросы, но отвечал «не помню, не знаю», возможно, на просьбы предоставить какие-то документы и материалы, отвечал отказом, ссылаясь, скажем, на их отсутствие. Мы понимаем, что это дело не лично Зайнуллина, а дело ЮКОСа. Следствие по делу Зайнуллина входит в общую схему. Эта схема требует быстрого результата, а он, условно говоря, вставляет следствию палки в колеса. Следствие прибегает к «нормальной» (в кавычках) практике: суду сообщается, что подследственный, находясь на свободе, может воспрепятствовать ходу следствия, может сбежать и так далее. И суд принимает нужное решение. Что же касается инвалидности, то существует список болезней и стадий этих болезней, которые не позволяют отбывать заключение. Но это, как правило, очень тяжелые заболевания в тяжелых стадиях.

В коллективе Куйбышевского НПЗ Рафаиля Зайнуллина не считают чужим человеком, «нефтеолигархом» и тем более преступником. В 1967 году по окончании вуза 24-летний Рафаиль Зайнуллин, бывший сельский парень из татарского села, приехал сюда из Казани и всю жизнь проработал на Куйбышевском НПЗ, начав с рядового помощника оператора. Почти по 10 лет был главным технологом и главным инженером завода.

– Работник он был прекрасный и, главное, человек честный и порядочный, всегда помогал людям, – заявила корреспонденту «НГ» ветеран КНПЗ Клавдия Дворянкина, 45 лет проработавшая старшим оператором на этом предприятии. – А в то, что Рафаиль Абдуллович совершал какие-то финансовые махинации, у нас никто не верит – просто подставили его.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1301
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1043
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1794
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
539