0
2225
Газета События Интернет-версия

04.11.2003 00:00:00

Умом Россию не понять

Тэги: шевченко, махинации, гали


шевченко, махинации, гали Вячеслав Шевченко уверяет, что никого не обманывал.
Фото Дениса Соколова

Несмотря на жесткую экономическую политику, которую сегодня проводит федеральный Центр, в России еще остались яркие представители неспокойных 90-х годов прошлого уже века. Памятуя о тех "славных" временах становления отечественного капитализма, когда особо проворные за несколько дней зарабатывали миллионы, а не слишком талантливые эти миллионы просто-напросто присваивали, современные Остапы Бендеры в стремлении урвать побольше пока не поздно, не останавливаются ни перед чем.

Действительно, были времена, когда деньги решали все. Однако современная Россия уже перешла на качественно новый уровень своего развития, где она может претендовать на звание развитой, а не развивающейся страны. В стране постепенно устанавливается верховенство Закона, который един для всех без исключения. Но современные мошенники прекрасно понимают, что это процесс долгий и за один присест невозможно превратить Россию в высокоразвитую страну. Спеша воспользоваться ситуацией, они действуют давно освоенными способами, не задумываясь о последствиях.

"Человек, близкий к министру"

Да что говорить, если несколько лет назад умудрились обмануть родного племянника бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Гали. История эта началась в 1999 году, когда в Россию приехал Фахри Абдельнур, владелец нефтяной компании "African Middle East Petroleum", бизнесмен с мировым именем и племянник именитого дяди. Практически сразу же, как только близкий родственник бывшего Генерального секретаря ООН начал вести в России свои дела, он был ограблен почти на 6 миллионов долларов.

Абдельнур в конечном итоге добился беспристрастного рассмотрения дела в московском Замоскворецком суде и приговора ответчику - российскому гражданину Вячеславу Шевченко, который получил по обвинению в мошенничестве 8 лет колонии общего режима. Однако завтра, 5 ноября, Московский городской суд будет рассматривать кассационную жалобу, поданную адвокатами Шевченко. Можно смело сказать, что достаточно большая часть мирового бизнес-сообщества внимательно следит за этим делом: решение суда покажет, что управляет нашей страной - закон или деньги.

Невероятные "приключения" Фахри Абдельнура, представителя западной деловой элиты, потомка первых египетских христиан, чья семья правила этой страной на протяжении почти двухсот лет, в России начались в тот момент, когда он заключил контракт на поставку нефтепродуктов с российской компанией ЗАО "АО Венко", которую возглавлял Вячеслав Шевченко.

Когда Абдельнур открывал в России свой бизнес, он, естественно, подыскивал себе партнеров только по рекомендациям. Кто именно познакомил швейцарского бизнесмена с Шевченко, доподлинно неизвестно, однако рассказывают, что тот был представлен Фахри Абдельнуру в 1998 году как "крупный предприниматель", "влиятельный акционер" одной из крупных нефтяных компаний и "человек, близкий к министру энергетики". Кроме того, весь окружающий г-на Шевченко антураж сиял необходимым блеском. Достаточно сказать, что проживал он по впечатляющему адресу: Московская область, поселок Барвиха, дом # 1. А в офисе Шевченко, который, как показал на суде Фахри Абдельнур, был расположен на улице Косыгина, дом # 61, в особняке, принадлежащем Управлению делами президента РФ, было такое количество икон, что Абдельнур сразу решил, что Шевченко - глубоко верующий человек, который по определению не может быть аферистом.

В чем правда, брат?

Через несколько лет потомок первых христиан вспомнит во время судебного заседания, что офис, где располагалась фирма Шевченко, произвел на него сильное впечатление: на входе, как расскажет на суде Абдельнур, стояла кремлевская охрана, в кабинете была правительственная связь. Абдельнур - христианин, и Шевченко предстал перед ним религиозным человеком, "у которого везде были иконы, они вместе ходили в храм", говорится в материалах дела. Шевченко называл Абдельнура "братом". Все это должным образом впечатлило швейцарского бизнесмена, и он воспринял Шевченко как серьезного бизнесмена.

Вот как об этом говорится в приговоре: "Для исполнения своего преступного умысла - хищения денежных средств, Шевченко В.Я., заведомо не намереваясь реализовать заключенные им контракты, входил к потерпевшим в доверие и злоупотреблял им, используя различные способы: организация обедов в ресторане... размещение икон в помещении офиса, совместное посещение с Абдельнуром Ф. храма. Создавая у потерпевших впечатление глубоко верующего человека, не способного пойти на обман, тем самым вводил их в заблуждение, побуждая на заключение с ним сделок и перечисление в конечном итоге денежных средств┘"

Технология обмана была достаточно проста. Как установил Замоскворецкий районный суд, Шевченко, "воплощая свой преступный умысел, направленный на завладение имуществом юридических лиц, не имея реальной возможности выполнить взятые на себя обязательства", заключил в ноябре 1999 года контракт с компанией "African Middle East Petroleum Co.Ltd.Inc." (АМЕР) на поставку 30 тысяч тонн дизельного топлива. При этом в качестве российского партнера для подписания сделки изначально было предложено авторитетное российское государственное предприятие, обладающее солидной мировой репутацией, внешнеэкономическое объединение "Машиноимпорт". В то же время "Венко" заключает договор комиссии с "Машиноимпортом", согласно которому компания Шевченко должна была поставить нефтепродукты внешнеэкономическому объединению, которое в дальнейшем реализует их на внешнем рынке компании АМЕР.

"Меня предупреждали..."

Через несколько дней, говорится также в материалах дела, "во исполнение своего преступного умысла и продолжая вводить в заблуждение президента компании АМЕР", Вячеслав Шевченко "в качестве средства для достижения своей преступной цели" заключил договор с российским ООО "Нитэк" на поставку 27 тысяч тонн дизельного топлива. Российская компания выполнила условия договора и поставила "Венко" искомое количество нефтепродуктов. Однако Шевченко не торопился отправлять топливо "African Middle East Petroleum". А скорее всего и не собирался - эти нефтепродукты не могли быть поставлены иностранной компании по определению. Как гласят приложения к договору купли-продажи между ЗАО "АО Венко" и ООО "Нитэк" "отгруженный товар (дизельное топливо) предназначен только для реализации внутри Российской Федерации", то есть не подлежит экспорту.

Впоследствии суд установит причину, по которой Шевченко скрыл это обстоятельство: оно "указывает на тот факт, что он приобрел указанное дизельное топливо с целью введения в заблуждение Фахри Абдельнура".

Параллельно с этим пока еще ничего не подозревающий Абдельнур перечисляет на счет "Машиноимпорта" в коммерческом банке "Авангард", который предложил Шевченко, более 5,6 миллиона долларов. Почти сразу глава АМЕР получает от "Машиноимпорта" сведения, что, по информации "Венко", товар отгружен через порт Туапсе и необходимо судно. Как только Фахри Абдельнур прибыл в Москву, Шевченко заявил ему, что с "Машиноимпортом" возникли проблемы, и убедил перевести деньги со счета государственного предприятия на счет офшорной компании "Romney business Ltd", зарегистрированной на территории Британских Виргинских островов...

"Когда наша компания только начинала работать с новой Россией, - говорит президент компании "African Middle East Petroleum Co.Ltd.Inc." Фахри Абдельнур, - меня предупреждали, что в вашей стране опасно вести дела, потому что была большая вероятность, что тебя обманут. Мне рассказывали очень много историй, связанных с мошенничествами, когда с иностранными бизнесменами в России обходились недобросовестно, в результате чего они теряли огромные деньги. Однако я рискнул работать с Россией того времени: еще до начала рыночных реформ в стране у меня был огромный опыт работы с бывшим СССР. Как руководитель международного холдинга, я обоснованно считал СССР одним из наиболее надежных партнеров". Поэтому Фахри Абдельнур попытался перенести свой позитивный опыт работы и на Россию переходного периода.

В нашу гавань заходили корабли

В конечном итоге Фахри Абдельнур перевел более 5,6 миллиона долларов компании "Romney business Ltd", счет которой был открыт в том же банке "Авангард". Тогда швейцарский бизнесмен свято верил в порядочность гендиректора "Венко", который оправдывался перед Абдельнуром за задержку поставок топлива якобы отсутствием у "Венко" квоты на экспорт нефтепродуктов.

На состоявшемся через несколько лет судебном заседании Шевченко попытался "перевести стрелки" на своего сотрудника - некоего Якушева, который якобы лично обещал получить квоту. Вообще Вячеслав Шевченко занял на суде выгодную позицию - мол, всеми сделками и контрактами занимались мои сотрудники, я только подписывал поступавшие мне бумаги, и получается, что во всем виноваты они. Однако в ходе расследования выяснилось, что все подчиненные Шевченко, в том числе и Якушев, выполняли распоряжения своего шефа. Более того, никто, кроме Шевченко, не имел права самостоятельно распоряжаться счетами "Венко", факсимильной подписью гендиректора и печатью фирмы.

Во время "добычи" экспортной квоты Фахри Абдельнур несколько раз, по указанию Шевченко, присылал корабли в порт Туапсе. Но суда уходили пустыми: каждый раз Шевченко объяснял иностранному бизнесмену, что причиной незагрузки являлось отсутствие квоты, и уверял, что скоро все уладит. Так продолжалось в течение нескольких месяцев, пока Абдельнур через независимых экспертов в Туапсе не выяснил, что никаких объемов топлива под контракт не поступало.

И не могло поступить, ведь к тому моменту нефтепродукты, полученные "Венко" от "Нитэк", уже были проданы. Как установило следствие, в январе 2000 года Вячеслав Шевченко, видимо, осознав, что фокус с получением экспортной квоты не может продолжаться вечно, заключил с ООО "Нитэк" договор комиссии на реализацию ранее предоставленного топлива. "Нитэк" продала нефтепродукты и перевела полученную выручку на счет "Венко". Эти деньги не были возвращены компании АМЕР.

Именно в этот момент Фахри Абдельнур понял, что его обманывают. В адрес Шевченко полетели совершенно справедливые претензионные письма со стороны президента АМЕР. Отвечая на них, Шевченко выглядел пострадавшим в результате рокового стечения обстоятельств бизнесменом и продолжал обещать поставить дизельное топливо или вернуть все деньги, причем с учетом ставки рефинансирования. По выводу следствия, таким образом, он просто тянул время, потому что знал, что возврат денег со счета иностранной офшорной компании возможен только по решению Международного арбитражного суда. И вполне осознавал всю беспомощность правового положения президента компании АМЕР Фахри Абдельнура, который к тому моменту уже обратился в Арбитражный суд Москвы.

"После тех событий, которые произошли со мной в связи с заключением так называемого контракта с компанией "Венко", возглавляемой Шевченко, - вспоминает Фахри Абдельнур, - я пытался добиться справедливости всеми способами, которые предоставляли мне российское и международное право. Но, к сожалению, во время переходного периода в России главенствовал не закон, а какой-то странный уклад коррупционных отношений, когда разные темные личности использовали предоставленные правительственные особняки и пользовались каналами президентской связи. Я бы не сказал, что я впал в глубокое отчаяние из-за потери значительной суммы; скорее я больше винил себя за ошибку в оценке страны, которая была моим давним другом и партнером". Что говорить, именно так в мире падало бизнес-доверие к России, что приводило в конечном итоге к падению российской инвестиционной привлекательности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
1257
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1702
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
2147
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1139

Другие новости