0
3156
Газета События Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

Рухнул символ военного могущества России

Тэги: ту160, катастрофа, последствия, причины


ту-160, катастрофа, последствия, причины Совсем недавно министр обороны Сергей Иванов летал на Ту-160 в сопровождении разбившегося вчера 'Михаила Громова'.
Фото ИТАР-ТАСС

Боевая мощь российских Вооруженных сил рушится буквально на глазах. На земле, под водой и вот теперь - в воздухе. Вчера под Саратовом разбился стратегический бомбардировщик Ту-160, погибли четыре опытнейших пилота. Это не просто очередная авиакатастрофа в российских ВВС. Случившееся - такая же знаковая для всех Вооруженных сил страны трагедия, как гибель подлодки "Курск". Каждая такая машина - уникальный штучный товар. До вчерашнего дня их было 15. (Возможно, разбившийся ракетоносец заменит достраиваемый на Казанском заводе еще один такой самолет.) И бомбардировщик, и подлодка были самым совершенным оружием, гарантировавшим безопасность страны, срок их службы составлял не одно десятилетие. Вчерашний день окончательно выбил почву из-под расхожих утверждений на тему: "Пусть в Чечне у нас не все ладно, но стратегические силы заставляют всех считаться с нашей мощью".

Как и "Курск", стратегический Ту-160 погиб не в бою и даже не на учениях, а в силу неких неведомых причин. Разница между утонувшей подлодкой и разбившимся самолетом будет лишь в том, что теперь обязательно найдут "должностных лиц, проявивших расхлябанность и разгильдяйство". А ведь именно на таком воздушном ракетоносце прилетел на учения, проходившие на Дальнем Востоке, министр обороны России Сергей Иванов. "Ранее стратегические бомбардировщики Ту-160 никогда не выполняли задачи на Дальнем Востоке и над Тихим океаном, теперь будут, - сказал он журналистам 23 августа по прибытии во Владивосток. - Я воспользовался оказией и прилетел сюда на одном из этих красавцев". Разбившийся в четверг Ту-160 шел в паре с ракетоносцем, на борту которого совершил полет Сергей Иванов, сообщил Интерфаксу-АВН источник в главном штабе ВВС России. Иванов находился на борту самолета, который носит название "Александр Молодчий", имя разбившейся в четверг машины - "Михаил Громов".

Ту-160 всегда удостаивался самых сильных эпитетов и званий. Его называли и "русское авиационное чудо", и "оружие нации", и "фактор сдерживания", и "меч с двенадцатью клинками" (по числу крылатых ракет, которые он способен взять на борт), и "самый мощный в мире ударный авиационный комплекс". На Западе российский бомбардировщик официально называют BlackJack - в честь ковбоя, с которым лучше не связываться, или "Белым лебедем" - в знак совершенства и изящества форм.

По своим боевым возможностям Ту-160 занимает промежуточное положение между американскими дальними бомбардировщиками B-1 и B-2. На основе этого эксперты полагают, что его рыночная стоимость может составлять от 300 до 400 млн. долл. Рыночная стоимость "Курска" составляла около 2 млрд. долл. Из этих двух катастроф можно сделать вывод, что кризис носит системный характер. И то и другое средство несет стратегическое ядерное оружие. Высокотехнологичное оружие требует и тщательного, и дорогостоящего обслуживания. В нынешних условиях это невозможно. На протяжении последних 10 лет армия систематически недофинансируется. ВВС обеспечивает ремонтом не более 30% летательных средств.

Известный эксперт, генерал-майор авиации Валентин Рог, прослуживший в руководящих структурах ВВС 64 года, считает, что "в любом случае это комплексная ошибка, а именно: отказ техники и человеческий фактор. Только списывать на отказ техники недопустимо. Ежегодный налет в ВВС должен составлять 150-200 часов, однако на протяжении последних лет он не превышает 20 часов". То же, по его мнению, можно отнести и к службам обслуживания: снизились требования к работе людей из-за того, что не хватает должных материальных средств. Отсюда и отказ техники, и утрата способности летного состава предпринимать необходимые действия в критической ситуации.

Все это говорит о том, делают вывод эксперты, что общий план военной реформы, утвержденный в 2000 г., несостоятелен. Даже его корректировка ведется исходя почти исключительно из требований генералитета ничего существенно не менять в Вооруженных силах. И подобные трагедии - прямое следствие такого подхода.

Показательна в этом отношении дискуссия, развернувшаяся весной этого года по переходу армии на контрактную систему. Министерству обороны удалось провести свою программу, которая только наполовину переводит личный состав на службу по контракту, и то не ранее 2008 г. В то время как общественность, в частности СПС, предлагала программу перехода полностью на контрактную систему в течение двух лет, при этом сохранялся бы обученный резерв. Основной вывод, который следует из всего этого, в том, что армия продолжает жить по каким-то своим внутренним не то законам, не то понятиям. Тогда как Вооруженные силы - не просто одна из основ национальной безопасности государства, но и такой же экономический его сектор, как и любой другой.

Начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов заявил на вчерашней пресс-конференции, что "самолет начал разрушаться еще в воздухе, и у экипажа не было времени на катапультирование". "Пока рано говорить о версиях, но уже понятно, что на борту произошло нечто неординарное", - заявил Чельцов. Генерал также сказал, что "черные ящики" с разбившегося самолета находятся недалеко от места катастрофы, и, "как только они будут обнаружены, их сразу же доставят в Москву для расшифровки". По словам Чельцова, осуществлялся плановый облет после замены на Ту-160 силовой установки (двигателя). "Замена двигателя на самолете была произведена после обнаружения стружки в масляной системе самолета 11 сентября. После этого было принято решение установить на самолет новый двигатель. По словам Чельцова, "это был новый, исправный двигатель НК-30 Самарского АО "Мотостроитель".

Как рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" руководитель пресс-службы МЧС Саратовской области Феодосий Дмитрук, авиакатастрофа произошла в 11.21 (по другим данным, в 11.09) в 7 километрах севернее поселка Советское Советского района. "Стратегический бомбардировщик с четырьмя членами экипажа упал в чистом поле, каких-либо населенных пунктов или строений вблизи нет, - рассказал он. - На место катастрофы сразу же прибыла оперативная группа МЧС с подвижным пунктом управления, три смены спасателей, две бригады "скорой помощи". Но, к сожалению, экипаж (командир подполковник Юрий Дейнеко, правый летчик майор Олег Федуненко, штурманы майоры Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. - Ред.) погибли, тела летчиков и штурманов уже обнаружены". Удар о землю был такой силы, что фрагменты самолета разлетелись в радиусе до 400 метров от места падения. После ликвидации пожара были найдены также и "черные ящики", которыми уже занялись специалисты.

Местные жители, ставшие свидетелями катастрофы, рассказывают, что они видели, как самолет горел в воздухе и разрушался, по их словам, еще в воздухе у него отвалился хвост. Они утверждают также, что видели три парашюта катапультировавшихся летчиков, причем один парашют горел в воздухе. Но, видимо, катапультирование произошло на слишком малой высоте, поэтому спастись летчикам не удалось. По словам руководителя МЧС области Александра Рабаданова, все члены экипажа были найдены на земле мертвыми, однако местные жители, первыми оказавшиеся на месте катастрофы, утверждают, что сначала двое летчиков были еще живы и скончались позже.

На месте катастрофы побывали саратовский губернатор Дмитрий Аяцков и главный федеральный инспектор по области Павел Гришин.

Военные успокаивают общественность тем, что полет не был связан с боевыми задачами и поэтому оружия на борту самолета не было. Представители Главного штаба ВВС сообщают, что стратегический ракетоносец должен был совершить обычный облет после замены четвертого двигателя. Самолет стартовал с военного аэродрома в городе Энгельс примерно в 10.30, но уже через несколько минут экипаж доложил о пожаре в одном из двигателей (не исключено, что загорелся именно замененный силовой агрегат), после чего связь с командиром корабля прекратилась.

Можно предполагать, что причиной авиакатастрофы стали какие-то технические неполадки, связанные с заменой двигателя. Тем более что к такому выводу склоняются некоторые представители Главного штаба ВВС, сделавшие заявления, что в данном случае скорее всего имеет место отказ техники. Однако обращает на себя внимание тот факт, что военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа возбудила уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полета и подготовки к нему). Скорее всего в ходе первичных следственных действий уже получены свидетельства, что к падению стратегического бомбардировщика имеет отношение пресловутый "человеческий фактор". По сообщениям из Саратова, на месте авиакатастрофы работает также бригада следователей ФСБ, у которых могут быть свои версии относительно причин гибели ракетоносца.

В пресс-службе ВВС сообщили о том, что это первая за 17 лет эксплуатации самолета авиакатастрофа. По предварительным данным, на борту самолета возник пожар, и, по-видимому, именно он и стал причиной падения ракетоносца. Весьма лаконично говорили о катастрофе и бывшие руководители авиации. Как заявил "НГ" экс-командующий ВВС России Анатолий Корнуков, катастрофа Ту-160 - это большая потеря для нашей российской авиации. "Говорить о причинах ЧП сейчас преждевременно. Горе! Горе┘" - резюмировал Анатолий Михайлович. А бывший командующий армейской авиации Виталий Павлов не исключил, что падение самолета объясняется остаточным принципом финансирования в России расходов на оборону. При этом Павлов заметил, что он не имеет отношения к дальней авиации и говорить ему о конкретных причинах авиактастрофы Ту-160 некорректно. В свою очередь, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ (институт занимается анализом ядерных проблем) профессор, доктор технических наук генерал-майор запаса Владимир Дворкин также считает, что причина авиакатастрофы может быть связана с тем, что на оборону тратится меньше необходимого средств и в результате техника недообслуживается, а у летчиков меньше необходимого налет часов. "Хотя делать скоропалительных выводов здесь нельзя", - заявил Дворкин.

Он отметил, что ему приходилось достаточно долго заниматься анализом причин аварий на военной технике. "Причины могут быть конструктивные, производственно-технологические, из-за ошибок личного состава. Прежде чем сделать выводы, надо проанализировать записи "черного ящика", исследовать обломки самолета┘ По имеющейся информации, неизвестно пока, какой самолет разбился. Это может быть Ту-160, один из которых нам передала Украина. Или, может, это был другой самолет. Все надо проанализировать".

Как ни странно, но очень быстро во всем разобрались в Главной военной прокуратуре. В пресс-службе ГВП сообщили, что по факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело. "Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ, - нарушение правил полетов или подготовки к ним", - заявил начальник пресс-службы ГВП Михаил Яненко. Он также добавил, что на место падения самолета выехала оперативно-следственная группа под руководством военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа генерал-майора юстиции Владимира Мельникова. Идут осмотр места происшествия и другие следственные действия.

Между тем обращает на себя внимание тот факт, что руководство Минобороны РФ оптимистично оценивает уровень ЧП и катастроф в ВВС России. Как заявил "НГ" начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Сергей Солнцев, по уровню катастроф в военной авиации Россия "соответствует среднемировым показателям".

До окончания расследования все полеты Ту-160 прекращены.

Саратов-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1124
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1769
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1629
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3048

Другие новости