Одним из принципов сокращения армии и флота является обязательное сохранение возможностей военной разведки. Эффективная разведслужба может спрогнозировать угрозу еще до ее возникновения и способствовать ее устранению на самом раннем этапе.
Ранее неоднократно звучали заявления о недопустимости сведения сокращения численности армии к примитивному пропорционально-долевому сокращению видов ВС и родов войск. Тем не менее, существенных изменений в этом процессе незаметно. Его универсальность доходит до абсурда. Подтверждением этому служит сокращение численности ГРУ Генерального штаба, осуществляемое в рамках сокращения центральных органов управления ВС РФ. Дело в том, что в отличие от других главных управлений Минобороны и Генштаба, ГРУ является не столько органом управления, сколько непосредственным исполнителем стоящих перед ним задач, а подавляющее большинство его офицеров на протяжении всей своей карьеры неоднократно подвергается ротации из подразделений, добывающих информацию, в обрабатывающие ее и наоборот. В системе ГРУ это постоянный, естественный процесс и именно поэтому сокращение численности более существенно сказывается на его возможностях. Нашлись в ГРУ и те, кого эти мероприятия затронули не просто в полной мере, а еще и неоднократно. По странному стечению обстоятельств, на этом месте оказались одни из его наиболее важных и трудновосстановимых органов, сопоставимые по сложности создания, пожалуй, только с нелегальной разведкой - научно-аналитические подразделения, занимающиеся долгосрочным прогнозом развития военно-политической обстановки и угроз национальным интересам РФ в мире. Они были подвергнуты сокращению по меньшей мере уже дважды. Первый раз - в 2001-2002 гг., а второй - уже в настоящее время, в рамках сокращения структурных подразделений военной науки (о чем говорилось в "НВО" # 1, 2003 г.). Возникает вопрос, почему же все это происходит? Скорее всего, одни начальники поручили некомпетентным исполнителям разработать директиву о сокращении, и, не вникая особо в содержание и не представляя реальных последствий, утвердили ее. Другие же, представляя их, но, ставя превыше всего спокойствие руководства и свои добрые с ним отношения, молча приняли ее к исполнению. Результат - дальнейшее снижение возможностей военной разведки.
Владимир МАКАРОВ, полковник