Вчерашнее заседание коллегии Генпрокуратуры РФ, где обсуждались итоги комплексной проверки прокуратуры Москвы, стало "лобным местом" для руководящей верхушки столичного надзорного органа. Прокурор Москвы (теперь уже бывший) Михаил Авдюков, хорошо понимая, к чему дело идет, накануне подал прошение об отставке. Генпрокурор удовлетворил. Авдюкову за упущения в работе объявлен строгий выговор. Тем не менее он назначен советником генпрокурора.
А вот первый заместитель прокурора города Юрий Синельщиков, обратившийся с письмом к президенту РФ, в котором обвинил Генпрокуратуру в необъективности и подтасовке фактов, уволен из органов прокуратуры. Как говорится в приказе, "за систематическое ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, выразившееся в необеспечении фактического улучшения надзора за предварительным следствием в органах прокуратуры Москвы". Замначальника Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталья Вишнякова сказала корреспонденту "НГ", что "еще в 99-м году Юрий Синельщиков был предупрежден генпрокурором о неполном служебном соответствии". Дисциплинарные взыскания объявлены и отдельным руководителям окружных и районных прокуратур Москвы.
Вполне возможно, что претензии Генпрокуратуры к прокуратуре Москвы справедливы - скандальные дела типа "оборотней в погонах" свидетельствуют о том, что надзор за деятельностью правоохранительных органов поставлен, мягко выражаясь, не на требуемым уровне, чего, кстати, не отрицает и сам Синельщиков. С другой стороны, дело "оборотней в погонах" еще не расследовано, вина подозреваемых в суде не доказана, а прокурорские головы уже полетели. Кроме того, нельзя не учитывать, что прокуратура столицы работает в особых условиях - она постоянно испытывает давление со стороны федеральных властных структур, политических и экономических группировок. В то же время ощущает острый кадровый голод - по данным Мосгорпрокуратуры, стаж 65% ее следователей не превышает двух лет.
Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что все столичные прокуроры последнего десятилетия вынуждены были уходить как Михаил Авдюков - "по собственному желанию". Одни из них, Геннадий Пономарев (прокурор Москвы с 1989 по 1995 г.), вообще простился с прокурорским мундиром, возглавив государственно-правовое управление мэрии Москвы. Кому-то, как, скажем, Сергею Герасимову (прокурор Москвы с 1995 по 2000 г.) удалось после унизительных отставных процедур подняться на более значительные карьерные высоты - ныне он является заместителем генпрокурора по Приволжскому федеральному округу.
В Генпрокуратуре корреспонденту "НГ" заявили, что "советник генпрокурора - должность высокая и по уровню сопоставима, к примеру, с должностью прокурора Москвы". Однако новая должность Михаила Авдюкова скорее почетная. К тому же, чтобы попасть в кресло советника, не обязательно являться прокурором субъекта Федерации. К примеру, в мае минувшего года на должность советника был назначен замначальника одного из управлений Генпрокуратуры Руслан Тамаев (в свое время он занимался расследованием дел Козленка, "Мабетекса").
Вопрос о том, кто возглавит прокуратуру Москвы, остается открытым. Пока исполняющим обязанности прокурора столицы назначен первый заместитель ушедшего Михаила Авдюкова Анатолий Зуев (кстати, ему тоже объявлен выговор). Три с лишним года назад, после ухода тогдашнего прокурора города Сергея Герасимова, Зуев уже оказывался в положении и.о. Впрочем, удастся ли наконец Зуеву примерить мундир главы столичного надзорного ведомства, неизвестно. По некоторым данным, на эту должность реально претендуют как минимум два человека - начальник Международно-правового управления Генпрокуратуры Роберт Адельханян и Сергей Васильев, начальник одного из отделов Генпрокуратуры, курирующего регионы.
Кадровая перетасовка, возможно, будет иметь продолжение, в том числе и судебное. Вчера, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", Юрий Синельщиков заявил, что не согласен со своим увольнением и намерен оспорить решение Генпрокуратуры в судебном порядке.