Вчера в следственном изоляторе ФСБ "Лефортово" прошли первые допросы арестованных в понедельник сотрудников Московского уголовного розыска, подозреваемых в целом ряде тяжких преступлений. Содержание допросов держится в глубоком секрете, любая "утечка" из СИЗО исключена. Между тем, как ожидается, следователи получат богатый материал для формирования обвинительного заключения. Это тем более очевидно, что очень многое им уже известно. На это же указывает и вчерашнее заявление начальника Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД Константина Ромодановского: "Есть данные о причастности задержанных к ряду криминальных эпизодов, произошедших в течение последних четырех лет". Вопрос в другом: если муровцы столько времени были "под колпаком", как им доверяли расследование самых громких преступлений? Ведь, как стало известно "НГ", все взятые под арест сотрудники 5-го отдела МУРа вели оперативное сопровождение уголовных дел и о теракте на Дубровке, и о взрыве автомобиля "Таврия" у ресторана "Макдоналдс" на юго-западе Москвы. По мнению источника "НГ" в МВД РФ, "ответ может быть только один: подозрения были такими серьезными, что этих ребят решили ни в коем случае не спугивать - пусть раскрывают громкие дела и ни о чем не подозревают".
Несмотря на то что в операции в отношении "милиционеров-оборотней" принимали участие около трехсот сотрудников, в ГУВД Москвы корреспонденту "НГ" не подтвердили распространенные ранее сведения о якобы имевших место массовых задержаниях или проверках среди личного состава столичного правоохранительного ведомства. "Никаких массовых зачисток в ГУВД мы проводить не будем", - заявил и Константин Ромодановский, отметив при этом, что операция еще не закончена.
О том, что у кого-то на сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия имеется зуб, в кулуарах столичного правоохранительного ведомства заговорили больше месяца назад. Накануне первомайских праздников президент России подписал указ о награждении орденами и медалями милиционеров, принимавших участие в расследовании взрыва у "Макдоналдса" и теракта на Дубровке. Однако один из главных персонажей этих событий - начальник оперативно-разыскной части (ОРЧ) # 2 полковник Евгений Тараторин в списках не значился. Причиной тому вполне могло быть уголовное дело, возбужденное в отношении милиционера вскоре после февральской программы "Человек и закон". Тараторин с экрана сделал сенсационное заявление о том, что помимо захвата "Норд-Оста" банда Мовсара Бараева планировала взрывы в московской подземке, ресторане "Пирамида" на Пушкинской площади и Концертном зале имени Чайковского. Все эти теракты, по словам милиционера, оперативникам столичного угрозыска удалось предотвратить.
В свою очередь осведомленные источники "НГ" в ГУВД Москвы считают, что осудить полковников Евгения Тараторина, Юрия Самолкина, Владимира Лысакова и подполковников Игоря Островского, Валерия и Николая Деминых будет довольно сложно. Офицеры, которых еще несколько дней назад иначе как "бесстрашные" и не называли, награждены боевыми орденами, у большинства имеется личное наградное оружие. Достаточно припомнить лишь несколько нашумевших дел, раскрытых оперативниками 5-го отдела: это и изъятие в Москве двух десятков автоматов Калашникова с гравировкой "Аллах акбар", и задержание у гостиницы "Пекин" киллера с чешским пистолетом-пулеметом "Скорпион", и разгром подполья "Черных копателей"... Источники "НГ" говорят, что последним крупным делом оперативников 5-го отдела стала операция в подмосковном селе Черное, где милиционеры отыскали тайник с 400 килограммами взрывчатки, припрятанной чеченскими боевиками.
Если выяснится, что задержанные, которых обвиняют сегодня во всех смертных грехах, действительно составляли костяк бандитской группировки, аресты продолжатся. И не только в МУРе. Не исключено, что следователи захотят пообщаться с сослуживцами арестованных, в том числе и бывшим начальником опального отдела, а ныне главой питерской милиции Михаилом Ваничкиным.