Возможно, глава МВД Борис Грызлов (слева), пришедший на смену Владимиру Рушайло (справа), станет последним по-настоящему "силовым" министром внутренних дел.
Возможно, российское МВД, которое сейчас с большой помпой отмечает свое 200-летие, на самом деле доживает последние дни. В недрах самого министерства готовится законопроект, задача которого - радикальным образом изменить структуру российской правоохранительной системы. Если задуманное сбудется, то от МВД в нынешнем его виде мало что останется. Предлагается из милицейского ведомства выделить три структуры, придав им независимый статус - федеральную полицию, федеральную службу расследований и подчиняющуюся напрямую президенту национальную гвардию, основой которой станут внутренние войска. Кроме того, еще в сентябре президент Владимир Путин подписал указ о создании государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а на уровне местных органов самоуправления будет создана муниципальная милиция.
Беспрецедентный план реформирования МВД был озвучен на прошлой неделе в Петербурге устами замначальника главного правового управления МВД РФ генерал-майора милиции Татьяны Москальковой. Выделение из министерства федеральной полиции и федеральной службы расследований объясняется, по словам Москальковой, необходимостью "разведения дознания и предварительного следствия". По замыслам авторов законопроекта, новая структура правоохранительных органов будет более эффективной в борьбе с криминалом и позволит усилить охрану правопорядка непосредственно на местах.
При этом авторы законопроекта явно пытаются копировать правоохранительную систему США и Западной Европы: федеральная и муниципальная полиция, которой надлежит бороться с преступностью и обеспечивать общественный порядок, и служба расследований - явный (вплоть до совпадения названий) аналог ФБР. Судя по всему, в федеральную полицию войдут Управление охраны общественного порядка и ГИБДД (и скорее всего - ОМОНы), в федеральную службу расследований - Следственный комитет, ГУБОП (вместе с СОБРами), ГУБЭП и Служба собственной безопасности. Фактически у МВД - и тоже на западный манер - останутся только Федеральная миграционная служба и Управление виз и регистраций.
То же касается и Государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - в Америке он называется DEA (Агентство по борьбе с наркотиками). Пока госкомитет подчинен МВД, но функции у него явно "надминистерские": координация антинаркотической деятельности ФПС, ГТК, Минздрава, Минобразования и др. Чтобы эффективно выполнять такие функции, комитету понадобится статус независимой федеральной структуры, о чем уже говорят в кабинетах на Житной.
Реформировать МВД Кремль пытался и раньше. Например, вопрос о создании национальной гвардии поднимался еще в 1992 году при Борисе Ельцине. Перед лицом угроз, возникших после развала СССР, предлагалось снять с внутренних войск функции охраны общественного порядка и объектов, сделать их личной гвардией президента, а защиту конституционного строя провозгласить их главной задачей. В 1995 году глава МВД Анатолий Куликов предложил свою концепцию реформирования, сводившуюся в основном к укреплению материальной базы (особое внимание выходец из внутренних войск генерал Куликов уделил "родной" структуре), однако ее Минфин посчитал чересчур затратной. А глава МВД Владимир Рушайло настаивал на своем плане реформы: создать федеральный криминальный комитет, к которому бы отошли управление по борьбе с оргпреступностью, управление собственной безопасности, управление "Р" и оперативно-поисковые подразделения.
Этот проект реформирования прозвали "милицейским" - в противовес появившемуся чуть позже "фээсбэшному", или "питерскому". Его авторство приписывают ближайшему окружению президента Владимира Путина. Изюминкой этого плана реформирования МВД стало предложение создать из наиболее дееспособных милицейских структур независимый федеральный комитет по борьбе с коррупцией и оргпреступностью.
Нынешняя версия скорее всего станет конгломератом ранее обкатанных идей с преобладанием "фээсбэшных" наработок. Тем более что за последний год некогда непоколебимое министерство все-таки начало терять свои позиции и полномочия. После того как по требованию Евросоюза из системы МВД были выведены пенитенциарные структуры (они перешли к Минюсту), ушли под крыло МЧС и пожарные. Все это сдавалось не без боя, но милицейская верхушка вынуждена была идти на уступки - упрямство в Кремле могло быть расценено как нелояльность. Защитники милицейской цитадели жертвовали малым, чтобы сохранить большее.
Сегодня же опасность нависла над самой цитаделью. И нависла она с приходом гражданского министра Бориса Грызлова, миссия которого, как полагают многие наблюдатели, и состоит в том, чтобы реализовать реформу МВД. Все его предшественники отождествляли крах министерства с крахом личной карьеры. Передать кому-либо основные функции ведомства можно было, образно выражаясь, только через их труп. Борис Грызлов, приняв МВД, автоматически не стал сторонником клановых интересов милицейской верхушки - он остался политиком. И политические приоритеты для него гораздо выше ведомственных.
Однако проблема вовсе не в том, сохранит ли свой статус МВД или распадется на ряд федеральных структур. Вопрос в том, будет ли новая правоохранительная структура эффективнее существующей или же унаследует все "родимые пятна" старой системы. Такие опасения уже высказывают многие сотрудники правоохранительных органов. Они считают, что американская схема в российских условиях не сможет проявить свои преимущества уже потому, что у российских милиционеров далеко не американские зарплаты. "Я полагаю, что крайне неудачно выбрано время для очередного эксперимента, - сказал корреспонденту "НГ" офицер, более полутора десятка лет прослуживший в милиции. - Продолжается война в Чечне, страна содрогается от терактов, губернаторов убивают средь бела дня. А всякая структурная ломка фактически стопорит деятельность любого ведомства на весь переходный период". По его мнению, это может нанести серьезный ущерб общественной и государственной безопасности. Есть и другие вопросы, которые вызывают опасения. Например, не станет ли муниципальная милиция орудием в руках сепаратистски настроенных региональных лидеров или же в выборных схватках кандидатов, имеющих так называемый административный ресурс?
Официальные представители МВД отказались подтвердить или опровергнуть переданные многими информагентствами слова генерала Москальковой. А в комитете по безопасности Госдумы не стали комментировать эти сообщения, заявив: "Мы не располагаем какими-либо документальными подтверждениями инициатив МВД, а обсуждать слухи не имеет смысла".