Вчера Москва прощалась с 43 жертвами захвата заложников в Театральном центре на Дубровке. На Ваганьковском кладбище хоронили двоих юных актеров мюзикла "Норд-Ост" - 13-летнего Арсения Куриленко и 14-летнюю Кристину Курбатову. Они погибли 26 октября при штурме здания ДК. Проститься с юными артистами пришли родные, знакомые, одноклассники и учителя, многие бывшие заложники "Норд-Оста", некоторые из них накануне только выписались из больниц, - и незнакомые москвичи, принявшие боль и горе последних дней, как свои. В толпе было много детей: они стояли с цветами и фотографиями Арсения и Кристины.
В 11 часов в храме при кладбище началась служба. На отпевание юных артистов пришли и те, кто на протяжении тех страшных 57 часов безуспешно пытался вывести из зала ДК всех детей. Леонид Рошаль, несколько раз ходивший в захваченное здание, зашел в церковь незадолго до конца службы, подошел к несчастным родителям, что-то тихо сказал и вышел из храма. Неслышно к толпе подъехали два реанимобиля - плохо стало матери Кристины.
"Арсений не должен был играть в тот день, - говорит бывшая одноклассница мальчика Настя Гриднева. - Он пришел посмотреть на игру Кристины - она играла Катю Татаринову".
"Он так радовался, что работает в мюзикле, - говорит друг Арсения Стас Ильяхов. - Все время пел песни из "Норд-Оста" и мечтал в будущем сыграть главную роль". А воспитатель Арсения Наталья Кадяева рассказала корреспонденту "НГ": "Арсюша был очень талантливый и подвижный мальчик. Не представляю, как он сидел там почти трое суток без движения. Мы так надеялись все это время, представляли, что скажем ему, когда он освободится... Единственная проблема с ним была - накормить: он очень плохо ел и был маленького роста. Может, поэтому и газ так на него подействовал..."
"Кристина тоже не выдержала газа, - говорит Марина Шмакова, также пережившая со своим сыном весь ужас заточения в ДК. - У нее был сильный бронхит..."
Около часа дня на колокольне храма, где отпевали погибших детей, мерно зазвонил колокол. Вспугнутые им голуби взлетели с портика церкви, закружились и опустились в проходе между людьми. Через минуту из церкви вышли священнослужители, за ними вынесли два гроба. В толпе, и до того переговаривавшейся лишь шепотом, стало совсем тихо. Нарушали безмолвие только негромкие рыдания женщин.
Гробы поставили рядом с открытыми могилами, чтобы те, кто пришел на Ваганьковское, могли попрощаться с детьми. Многие плакали, еще больше людей с трудом сдерживали слезы. Громкие рыдания огласили кладбище только в момент, когда раздался стук заколачиваемых в крышки гробов гвоздей.
...Похоронили Арсения и Кристину рядом. На свежих могилах не хватало места для венков - и цветы приходилось оставлять прямо на тропинках между могилами. "Это правильно, что их похоронили рядом, - говорили близкие и знакомые ребят. - Они очень сдружились в последнее время".