0
770
Газета События Интернет-версия

20.03.2002 00:00:00

Утечка мореходов

Тэги: дноуглубитель, а.м. велла, моряки, гонконг


В территориальных водах Китая возле порта Гонконг 18 марта местные моряки обнаружили тела россиян Юрия Кузнецова и Анатолия Михайлишина - капитана и бортмеханика небольшого гонконгского судна-дноуглубителя "А.М. Велла", потерпевшего крушение 12 марта. Дноуглубитель затонул в водах Южно-Китайского моря, в узком проливе между островами Ланьдао и Мавань, где столкнулся с большегрузным сингапурским судном "Кота Хидак". Из 15 членов экипажа "А.М. Велла" спаслись лишь 8 человек, еще семеро моряков пропали без вести. Их поиски китайские спасатели вели на огромной территории, надеясь отыскать уцелевших, но найти живых так и не удалось. Из 15 моряков 13 человек были гражданами России, и о судьбе двоих до сих пор ничего не известно...

Трагедия, произошедшая в Южно-Китайском море, весьма показательна: российские моряки, вконец разочаровавшись в родном флоте, все чаще ищут место на импортных судах, мечтая работать под иностранным флагом. Тенденция исчезновения государственного торгово-промыслового флота прослеживается давно и не только в России. Уже много лет львиная доля мирового тоннажа принадлежит судовладельцам стран так называемого удобного флага - небольших государств, имеющих определенные льготы, в том числе и в отношении контроля.

Нередко на судах удобного флага система госконтроля за соблюдением трудового законодательства отсутствует вовсе. Зачастую, нанимаясь на такой корабль, моряк даже не уверен в том, на какую именно компанию он работает и кому принадлежит судно - флаги сдаются напрокат странами-владельцами и попадают на суда, зафрахтованные совсем в других государствах, нередко через третьи руки. Таким образом, желая получить выгодную работу, наши мореходы попадают на корабли, контролировать работу и финансирование которых просто невозможно, и оказываются в полной зависимости от владельца судна. Однако, несмотря ни на что, Россия за последние десять лет стала одним из государств, чьи мореходы в массовом порядке мигрируют под иностранные флаги и отнюдь не всегда под удобные. Что же привело к такому положению российское морское судоходство?

"Что за вопрос? - удивились представители Росморфлота. - Это жизнь! Есть самые обычные бытовые причины, по которым люди хотят работать на другие государства". А по мнению заместителя начальника департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота, бывшего капитана Геннадия Хорина, основных причин две. "Первая - это зарплата, - заявил он. - Судите сами: на иностранных судах простой матрос получает около тысячи долларов. Соответственно зарплата капитана достигает трех с половиной - четырех тысяч. А на российском корабле капитан получает 400 долларов..." Вторая причина, по мнению Геннадия Хорина, - нынешнее плачевное состояние российского торгово-промыслового флота: "Лет десять назад у нас было 1200 судов, и на каждом - по два экипажа. А на сегодняшний день - всего 222 корабля. Вот и получается, что огромное количество людей остались просто без работы".

Но куда пропали почти 1000 кораблей? Разумеется, часть списана, часть вышла из строя, а остальные? А остальные за последние десять лет были распроданы за бесценок, пущены с молотка во время ликвидации пароходств и компаний или сданы в аренду. Российские суда по сей день работают на другие государства, и нередко в аренду берут судно вместе с экипажем. А потом "ненужные" после выполнения фрахта суда оставляют у чужих берегов на произвол судьбы, заявив экипажу о разрыве контракта и не заплатив ни копейки. Добиться справедливости удавалось немногим - и в основном своими силами.

Всем в России понятно, что с таким положением нужно бороться, однако когда и как, пока, похоже, никто не задумывался. Между тем наши европейские соседи весьма серьезно воспринимают проблемы своего судоходства и делают все возможное для сохранения и приумножения своего плавсостава. Евросоюзом разработана специальная целевая программа, направленная на подготовку высококвалифицированных кадров. Так, увеличено финансирование учебных заведений по подготовке командного состава флота: на каждого студента бюджет ЕС выделяет по 3000 долларов в год. Кроме того, в Европе планируется провести грандиозную рекламную кампанию по привлечению на флот молодежи, а между делом власти обещают морякам прибавить зарплату.

А пока европейцы укрепляют и приумножают свой флот, мы по-прежнему воспитываем "мореходов на экспорт". При этом стараясь не замечать очевидного: сегодня российский флот имеет 0,4% мирового рынка фрахта, а флот ЕС, который спасают едва ли не всем миром, - 15%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1146
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1583
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1172
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
983

Другие новости