ТРИ десантно-штурмовые группы из резерва погранвойск Таджикистана совершили в минувшие воскресенье и понедельник марш-броски в направлении таджикско-афганской государственной границы.
В то же время директор ФПС России Константин Тоцкий заявил вчера на встрече с журналистами, что ситуация на таджикско-афганской границе остается хоть и напряженной, но стабильной. "Пограничники ежедневно фиксируют перестрелки на сопредельной территории, и в том числе с применением артиллерии, однако видимых перемещений войск талибов или Северного альянса не отмечается. Вопреки ожиданиям не увеличилось число беженцев на приграничных участках. На островах Пянджа по-прежнему сосредоточено от 6 до 8 тыс. беженцев. По информации из Афганистана, на территориях, контролируемых Северным альянсом, уже скопилось около 120 тыс. беженцев, скрывающихся от ударов авиации НАТО. Однако перемещения их в сторону таджикской границы пока не отмечается".
Другая головная боль российских пограничников в Таджикистане - наркотики. По словам Константина Тоцкого, в последнее время объем наркотиков, перемещаемых через таджикско-афганскую границу, значительно возрос. Если в 2000 году пограничники задержали три с небольшим тонны наркотиков, то за девять месяцев 2001 года - уже пять тонн, причем половину этого объема составляет героин. Ни один проход наркокурьеров через границу не обходится без вооруженных столкновений, порой весьма ожесточенных: по словам директора ФПС, в ночь с 10 на 11 октября в перестрелке погиб российский пограничник.
Дополнительная активизация наркокурьеров отмечается, по словам директора ФПС, с начала военной операции НАТО в Афганистане. Это неудивительно, так как, по данным Комиссии ООН по контролю за наркотиками, почти 80% экономики Исламского государства Афганистан (ИГА) так или иначе связаны с производством и торговлей наркотическими средствами. В настоящее время Афганистан уже вышел на первое место в мире по производству героина и дает более 70% общего мирового производства. На контролируемых талибами территориях расположены огромные посевные площади опийного мака. Эмиссары от наркомафии скупают опий-сырец у пуштунских племен, и затем это сырье перерабатывается в лабораториях и на заводах в районе Пешавара и Джелалабада. Кроме этого талибские власти взимают десятипроцентный налог с представителей наркобизнеса, что подтверждает их прямую заинтересованность в увеличении объемов производства и продажи наркотиков: эти доходы являются важной статьей финансирования их боевых отрядов.