ДО НЕДАВНЕГО времени факт поражения украинской зенитной ракетой летевшего из Тель-Авива в Новосибирск самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь" казался маловероятным даже специалистам ПВО. Однако на фрагментах обшивки погибшего авиалайнера видны округлые отверстия, на первый взгляд напоминающие пулевые. По своей форме и количеству они чрезвычайно похожи на повреждения, причиненные поражающими элементами боевой части ЗУР 5В28 зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-200В. Достаточно одного взгляда специалиста-"двухсотчика" на характер пробоин, чтобы заявить: это результат попаданий "шариков" весом 3-5 г каждый, которыми в количестве 37 тыс. штук комплектуется боевая часть ракеты С-200. Более того, в телах погибших уже обнаружены поражающие элементы от боевой части ракеты.
Теперь о некоторых технических особенностях зенитного ракетного комплекса С-200В "Вега", без которых вряд ли будут понятны причины, вследствие которых в Черном море могла разыграться трагедия. Очевидно, в основе мишенной обстановки, создаваемой украинскими военными, были маловысотные и малоразмерные цели, которые обозначались летательными аппаратами типа "Рейс" или "БСР". Однако если при поиске маловысотной цели установить на радиолокаторе подсвета цели (РПЦ) угол места приблизительно в 1 градус и "протянуть" луч радиолокатора подсвета цели до дальности 290-300 километров, то в луче РПЦ на этой дальности как раз окажется и российский самолет Ту-154, двигающийся на высоте 10-12 км. Таким образом, во вполне конкретный момент времени произошло совпадение биссектрисы боевого сектора выполнения стрельб, направление луча РПЦ стреляющего дивизиона и высотно-скоростных характеристик полета российского Ту-154 (находящегося на дальности в 300 км) и мишени (запущенной с дальности 60 км при высоте ее полета 0,8-1,5 км). Иными словами, РПЦ "подсвечивал" сразу две цели - мишень и рейсовый самолет.
На дальности в 300 км отметка от рейсового самолета на экранах индикаторов по своей интенсивности весьма схожа с отметками от малоразмерных и маловысотных целей. Более того, не исключено, что совпали радиальные скорости перемещения обеих целей. Вдобавок в ходе выполнения боевых стрельб обстановка усложнялась помехами, что существенно увеличивает вероятность ошибочных действий расчета. Операторы, увидев на экранах индикаторов отметку от Ту-154, стопроцентно могли принять ее за сигнал от мишени "Рейс". Самое главное, что повлекло ошибочные действия расчета, - дальность до цели при стрельбе С-200 в ближнюю зону, как правило, не измеряется. Операторы, будучи уверенными, что они сопровождают мишень, захватили отметку от гражданского лайнера.
На головку самонаведения ракеты (ГСН) поступил отраженный от Ту-154 сигнал, установленное правилами стрельбы соотношение сигнала к шуму соблюдалось, было выдано "разрешение пуска" и сразу же произведен пуск. Расчеты, по всей видимости, считали, что сопровождают мишень типа "Рейс" на дальности 50-60 км, однако произвели обстрел рейсового гражданского самолета на дальности 300 км. Технически даже возможна ситуация, когда стреляли очередью из двух ракет, одна из которых захватила ближний сигнал от мишени "Рейс", а вторая - дальний сигнал, отраженный сигнал от Ту-154.
С приближением ракеты к рейсовому самолету сигнал, отраженный от рейсового самолета, становился все мощнее и мощнее, и встреча ракеты с целью произошла при идеальных условиях. Таким образом, никаких перенацеливаний и перезахватов могло и не быть - вторая (или первая) ракета с самого начала шла на гражданский самолет. На установленной дальности предохранительно-исполнительный механизм выдал команду на подрыв боевой части весом в 217 килограммов...
Каковы же главные причины этой трагедии? Их можно сформулировать кратко: нарушение украинской стороной правил техники безопасности и желание иметь автономный полигон в Крыму. Но в Тавриде по совершенно объективным показаниям надо осторожно стрелять даже из гладкоствольного ружья, а не только из ЗРК С-200. Руководящий состав ВС Украины не мог не знать, что в случае привлечения ЗРК С-200 к выполнению боевых стрельб должна быть обеспечена зона безопасности, в 2-2,5 раза превышающая максимальную дальность полета его ракеты. То есть в идеале требовалось освободить воздушное пространство от всех типов летальных аппаратов практически над всей акваторией Черного моря.
Наконец, в этом году части ПВО Украины не принимали участия в боевых стрельбах "Боевое содружество-2001". Украинские военные утверждали, что это не учения, а зенитное ракетное шоу, и хвалились, что дома они-то уж организуют учение с наисложнейшей воздушной и помеховой обстановкой. Организовали...
(Подробнее об этом читайте в ближайшем номере "Независимого военного обозрения")