С МОМЕНТА первого телефонного разговора полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Виктора Казанцева с Ахмедом Закаевым, уполномоченным Асланом Масхадовым на контакты с Москвой, прошла ровно неделя. В эти дни были и другие беседы между ними, но, как заверяют обе стороны, в ходе их обсуждаются "чисто технические моменты" - о времени и месте возможной встречи. Однако вчера появились свидетельства того, что беседы Казанцева с Закаевым давно перешли за рамки "технических моментов" и их предметом стали серьезные политические вопросы. Источники "НГ" в окружении Аслана Масхадова прямо это не подтвердили, однако выступили с заявлением о том, что "руководство РФ, отказываясь от посреднических услуг, пытается использовать факт переговоров как попытку ввести в заблуждение мировую общественность". В окружении Масхадова "нет оснований верить российскому руководству", поэтому там настаивают на использовании института посредников. Сам Ахмед Закаев конкретизировал эту позицию. Он заявил, что обратился к президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе с просьбой стать таким посредником.
Реакция высшего российского руководства на позицию чеченской стороны неизвестна. Однако в Москве возможность привлечения посредников в принципе рассматривается. Секретарь совместной рабочей группы "Дума-ПАСЕ" с российской стороны Абдул-Хаким Султыгов в интервью "НГ" выразил мнение, что к урегулированию необходимо подключение сил, способных обеспечить необратимость этого процесса, которые могли бы выступить в роли представителей интересов участников незаконных вооруженных формирований. По его мнению, нужно задействовать посреднические возможности, прежде всего парламентариев, и здесь неоценимую роль могла бы оказать совместная рабочая группа "Дума-ПАСЕ" под руководством Дмитрия Рогозина и лорда Фрэнка Джадда. Члены группы, по мнению Султыгова, смогли бы участвовать и в выработке документа, который условно можно назвать "меморандумом полпреда президента РФ в ЮФО о порядке разоружения НВФ и включения их участников в мирную жизнь".
Примечательно и то, что стороны предстоящих переговоров уже высказываются и о предполагаемых темах. Ахмед Закаев заявил, что речь о статусе Чечни не может идти, так как он не уполномочен затрагивать этот вопрос. Но он заверил, что "по всем другим вопросам чеченская сторона будет договариваться с учетом интересов ЧРИ и России". Абдул-Хаким Султыгов, в свою очередь, полагает, что обсуждение порядка включения членов НВФ в мирную жизнь есть не что иное, как обсуждение принципов политического урегулирования, которое сводится к внутриреспубликанскому диалогу о подготовке и проведении свободных демократических процедур. По его словам, такой подход согласуется и с ичкерийской Конституцией, в соответствии с которой "государственный суверенитет и независимость ЧР неделимы, незыблемы и к полномочиям органов государственной власти не относятся". Однако наиболее важной проблемой остается вопрос доверия участников НВФ и предоставления им гарантий безопасности. Без решения этой проблемы, считает Султыгов, любые документы, в том числе постановления Госдумы об амнистии, останутся пустыми декларациями. Понятно, что речь не идет о так называемой капитуляции или сдаче в плен. И в этом случае свидетельством необратимости процесса возвращения участников НВФ к мирной жизни стало бы разоружение хотя бы одного вооруженного формирования под наблюдением группы "Дума-ПАСЕ".
Между тем в самой Чечне обстановка далека от мирного урегулирования. В Грозном у Центрального рынка обнаружены тела двух русских жителей - 40-летней женщины и 65-летнего мужчины. В Урус-Мартане боевики убили 63-летнего Ширвани Виситаева. Это шестое убийство мирных жителей за последние дни. При попытке самостоятельно разминировать обнаруженную мину погиб 26-летний сын главы администрации селения Кень-Юрт.
Тем временем командующим ОГВ в Чечне вновь назначен Владимир Молтенской. Он уже второй раз сменил Валерия Баранова, который, в свою очередь, однажды менял Молтенского. Напомним, что такие же "рокировочки" в Чечне производились и на посту прокурора республики. Весной этого года Всеволода Чернова сменил Виктор Дахнов, а затем Чернов занял место Дахнова.