Каждый пятый молящийся у Стены плача - выходец из России.
ВСЕМ евреям, эмигрировавшим в Израиль из России, рекомендовано побыстрее вернуться восвояси. Данное заявление прозвучало из уст весьма авторитетного человека - одного из лидеров ведущего палестинского движения ХАМАС Абделя аль-Рантизи - поэтому заслуживает достаточно серьезного восприятия. И не только в русскоязычной диаспоре Израиля.
Палестинские деятели далеко не впервые дают понять "русским израильтянам", что считают их присутствие в регионе излишним. Приток иммигрантов из России продолжается, численность диаспоры превысила за один миллион человек, вновь прибывшие по многим позициям теснят здешних арабов, отбирая у них зачастую лучшие места на производстве, в учебных заведениях и пополняя армейские подразделения.
Как показали выборы последних лет в законодательные органы Израиля, выходцы из России стремятся и в политике играть все более существенную и заметную роль. Поначалу они завоевывали места для своих лидеров в кнессете и в местных органах самоуправления, в основном, числом, а теперь к этому компоненту удачно присовокупили и умение. Причем в "русском" электорате Израиля преобладают правые и национал-патриотические настроения, на которые вынуждены ориентироваться в своих действиях и делегированные ими во власть политики. Отсюда - их жесткие заявления и голосования по большинству вопросов, касающихся поведения израильского руководства по отношению к палестинцам, стремление пролоббировать антиарабские действия в политической среде других стран и прежде всего на бывшей Родине, т.е. в России.
Рано или поздно расширение влияния "русских" конкурентов на маленьком пространстве ближневосточного региона должно было вызвать более активные меры со стороны палестинских политиков. Поскольку прежние мягкие увещевания и предупреждения по журналистским или дипломатическим каналам никакой заметной отдачи не приносили, некоторые наиболее ретивые руководители ударных группировок решили напомнить о существовании и более радикальных мер воздействия на сознание "русских израильтян".
Вышеупомянутый Абдель аль-Рантизи, рекомендуя репатриантам поскорее вернуться в Россию, обратил их внимание на последние взрывы у дискотеки и ресторана в Иерусалиме.
"Считайте, что вас предупредили!" - весьма зловеще процедил он в своем выступлении по одному из кабельных телеканалов в Катаре. И добавил, что всецело одобряет подобные методы борьбы с Израилем.
В связи с этим несколько по-иному воспринимается июньская трагедия в иерусалимской дискотеке "Дольфи", унесшая жизни двадцати парней и девчат. Так ли уж случайно тогда было выбрано место для террористического акта? Не только в том смысле, что жертвами радикальной группировки "Исламский джихад" стали именно юные израильтяне, но и в том тоже, что в "Дольфи" всегда тусовались прежде всего дети репатриантов из России и других стран СНГ. Это именно их тела были по велению свыше брошены в ту роковую ночь на алтарь ближневосточной бойни.
Если это произошло преднамеренно, если тогда на мушку была взята именно молодая поросль "русских израильтян", а теперь - не с упреждением, но как бы вдогонку, что придает данному процессу лишь еще более зловещий характер - озвучено предупреждение о новом ответвлении джихада, то это вносит новые нюансы в происходящие в регионе процессы. Появляется повод для того, чтобы не просто задуматься над происходящим, но, наверное, и внести соответствующие коррективы в свою ближневосточную политику российским дипломатам. Так ли уж нам безразлично, что происходит с нашими бывшими соотечественниками, занесенными ветрами судьбы к подножию Сиона? Нуждаются ли они если не в нашей прямой защите, то хотя бы в косвенной поддержке? Нуждаемся ли мы в них или считаем "отрезанными ломтями", которые как только с глаз долой, то и из сердца вон? Но ведь каждый из этих "ломтей" 30 лет или 30 месяцев назад был составной частью какой-то российской общины, семейной или служебной, и большинство остальных ее членов осталось среди нас и порой с замиранием сердца воспринимает вести из Земли обетованной. И не только оттуда, но и из гораздо более флегматичных регионов типа Прибалтики.
Так уж случилось, что миллионы бывших россиян по собственной ли прихоти или нередко по вине наших же российских политических вождей живут ныне за кордоном, но при этом не теряют связи с метрополией, сохраняя порой, хотя бы в далекой глубине своей души, надежды на ее подмогу в трудный момент. Подобная ситуация в мире далеко не экзотична, представители десятков наций разбрелись по всему свету. И мало какая метрополия так бездарно распоряжается подобной ситуацией, как Россия. Для США присутствие даже десятка американцев в любой точке земного шара не раз служило поводом для военной или чаще политико-дипломатической агрессии. Забота об интересах "своей" диаспоры всегда может в нужном случае обернуться лоббированием собственных политических интересов в данной стране или регионе. Пусть это звучит достаточно цинично, но политика вообще и дипломатия в частности изначально циничны по заданности своих целей и содержания.
Россия по известным причинам утеряла значительную часть возможностей влиять на процессы, происходящие на том же Ближнем Востоке или в той же Прибалтике. Но если она намерена сохранять присущий ей в силу хотя бы географических размеров и военной мощи статус мировой державы, с которой должны считаться главные политические партнеры и тем более партнеры помельче, то она должна искать новые, полузабытые или еще не опробованные рычаги влияния на ситуацию в различных регионах планеты - ради, извините, своекорыстных, но имеющих право на существование интересов и, уж тем более, ради поддержания мира и спокойствия в данной точке земного шара. Благо, что учиться этому нам есть у кого.