Москва, Пушкинская площадь, 8 августа 2000 года.
Сегодня исполняется ровно год со дня взрыва в подземном переходе на Пушкинской площади. Тогда погибло 12 человек, около 140 пострадали. Несмотря на солидную и по численности, и по составу армию сотрудников прокуратуры и милиции, брошенную на расследование этой трагедии, преступление остается нераскрытым. Нет ответа на главный вопрос: на чьих руках кровь?
Уголовное дело по факту взрыва в подземном переходе станции метро "Пушкинская" было возбуждено прокуратурой Москвы сразу по двум статьям УК РФ: 105 - убийство и 205 - терроризм. С тех пор мало что изменилось. Все те же три версии: теракт, криминальные разборки и передел сфер влияния в розничной торговле. Главной был теракт, и видимо, поэтому спустя несколько часов после взрыва сыщики уже располагали портретами подозреваемых. Оперсостав ГУВД перешептывался между собой: дескать, "фотороботы могут оказаться не слишком адекватными", поскольку портреты монтировались в огромной спешке. Это оказалось правдой: спешно задержанные двое кавказцев к взрыву никакого отношения не имели.
Созданный в ГУВД сразу после взрыва штаб по расследованию преступления действует до сих пор. Сейчас он расположился под крышей 68-го отделения милиции. Руководит штабом представитель МУРа Александр Яковлев - человек, известный и почитаемый московскими сыщиками. Чем именно заняты сейчас представители штаба, непонятно. Яковлев хранит молчание, отшучиваясь: "По телефону ничего говорить не буду. Откуда я знаю, с кем разговариваю? Может, с Арби Бараевым?" Но и встречаться не желает. Вывод напрашивается сам собой: Яковлеву просто нечего сказать.
Впрочем, ставить это в вину заслуженному оперативнику не стоит. Судя по бумагам, его люди делают все что могут: в ходе расследования возбуждено 14 уголовных дел, допрошены почти семь тысяч человек, покинувших Москву 8 и 9 августа, проведены оперативные проверки нескольких сотен торговых предприятий, более сотни разнообразных экспертиз. Год назад руководство ГУВД распорядилось: обо всех случаях изъятия взрывчатки тут же докладывать в штаб. Сейчас об этом уже мало кто помнит - по крайней мере в окружных УВД.
При этом органы сохраняют удивительный оптимизм. Как заявил корреспонденту "НГ" возглавляющий следственно-оперативную группу следователь по особо важным делам управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы Владимир Кальчук, "у нас есть наработки, и мы попросили продлить срок расследования до 8 октября". Что реально может измениться за этот период? Как намекнули "НГ" в Мосгорпрокуратуре, "в настоящее время ведется оперативная разработка в отношении группы чеченцев, высказывавших намерения о совершении террористических актов в Москве и свержении конституционного строя РФ". Но подобное заявление вряд ли можно назвать убедительным...