0
2686
Газета События Интернет-версия

24.07.2001 00:00:00

В "Шереметьево" борются с пернатыми

Тэги: шереметьево, авиация


Столкновения птиц с самолетами - проблема давняя. Нередко такие инциденты заканчивались трагично и для самолета, и для пассажиров. Впрочем, в России подобных случаев зафиксировано не было. Однако в 1988 году, когда выдалось раннее и теплое лето, пернатые расплодились в огромных количествах. Тогда-то в Министерстве гражданской авиации и решили создать специальную орнитологическую службу, сотрудникам которой вменялась борьба с птицами. Среди московских аэропортов группа орнитологического контроля "поселилась" в "Шереметьево".

"Посмотри, какой-то бешеный селезень на поле болтается", - с такими словами Игорь Меньшенин входит в свой кабинет и обращается к стоящему у окна инженеру-орнитологу. Меньшенин - руководитель группы орнитологического контроля "Шереметьево". Именно этому человеку принадлежат многочисленные разработки, касающиеся борьбы с птицами. Орнитологическую группу Игорь Меньшенин возглавил в 1999 году. "Тогда аэродром заселяли около 10 тысяч разнообразных птиц, - рассказывает Игорь. - Среди них были не только вороны и галки, но и чайки, чибисы, скворцы. Такое количество птиц объясняется просто - "Шереметьево" построено на болоте, кроме того, аэропорт окружают многочисленные водохранилища". Самой страшной птицей орнитолог считает чайку: "Глупая совсем, ничего не боится и думает лишь о том, где бы пищу себе найти". А кроме того, размеры чайки, например серебристой (размах крыльев этой птицы достигает полутора метров, а вес - до 2,5 кг), делают эту птицу чрезвычайно опасной для самолетов. Чайки могут "подстеречь" самолет на сравнительно небольших высотах - в момент взлета и посадки. Что же касается хищных птиц, например орлов, то они способны подняться в небо на высоту до пяти километров и парить там.

Удар птицы о самолет летчики обычно ощущают сразу. Ведь несложные расчеты показывают, что обычная ворона при столкновении с самолетом, скорость которого около 700 км/ч, воздействует на машину в три раза сильнее, чем удар 30-мм снаряда. Впрочем, в "Шереметьево" подобных прецедентов не было. Правда, иной раз приземляется самолет со следами столкновений. Например, как говорит Меньшенин, в прошлом году приземлился самолет из Мурманска - весь в крови. Оказывается, при взлете лайнер столкнулся со стаей диких гусей. Чаще всего окровавленные самолеты приходят, по словам специалистов-орнитологов, из Сибири, а также Прибалтики и скандинавских стран - сказывается перелет над морем.

Что же касается самого аэропорта "Шереметьево", то создается ощущение, что здесь птиц вообще нет. "За пару лет работы распугали всех, - говорит Игорь Меньшенин, - если и попадаются, то только залетные. Свои же птицы уже давно обходят аэропорт стороной, облетая его над объездной автомобильной дорогой".

Слова орнитолога показались корреспонденту "НГ" чрезмерно смелыми, и он решил лично оценить обстановку. Вместе с Игорем погружаемся в ярко-желтый "УАЗ", на который орнитолог устанавливает пару мощных, 250-ваттных динамиков. Внутри автомашины биоакустический аппарат: обыкновенный магнитофон и усилитель. "Использовать их, видимо, не придется, - шутит Игорь. - Завидев нашу машину, птицы, если они есть, тут же начнут удирать". Это оказалось правдой: объехав все "Шереметьево" вдоль и поперек (несколько десятков квадратных километров), мы отыскали всего четырех(!) ворон. Однако привыкшие к реву турбин самолетов птицы спешно срывались со своих мест при виде "УАЗика". Когда же Игорь включил магнитофон, птиц словно ветром сдуло. Секрет звуков, записанных на магнитофонной кассете, Меньшенин открывать не стал, дав понять, что у него в запасе имеются еще более мощные разработки. На первый же взгляд, этот звук напоминает обыкновенный голос стаи птиц, ну, может быть, немного встревоженной.

Биоакустический аппарат - не единственное средство, используемое для борьбы с пернатыми. На первых этапах работы в 80-х годах орнитологи использовали прием запугивания: подстрелив несколько ворон, тушки мертвых птиц раскидывали по полю. Или же, как рассказал корреспонденту "НГ" начальник аэродромной службы "Шереметьево" Владимир Красноперов, "было решено записать на кассету крик вороны о помощи и включать его при появлении вороньей стаи". Перед пойманной вороной поставили микрофон и принялись терзать птицу: дергали ее за лапы, крылья, хвост. Затем запись включили на летном поле. Крик о помощи попавшей в неволю вороны возымел прямо противоположное действие: вместо того, чтобы испугаться и устремиться прочь, воронья стая неожиданно бросилась на помощь сородичу. Десятки ворон буквально атаковали "УАЗик" орнитологов, из установленных на крыше динамиков которого доносились крики, истошные вороньи вопли и... обкакали его.

Кроме того, занимались многочисленными экспериментами, например, ставили на поле зеркальный шар - что-то типа большого мяча, обклеенного кусочками зеркала. Многочисленные солнечные "зайчики" ослепляли птиц, и те предпочитали побыстрее улететь. Однако подобные способы борьбы оказались не слишком эффективными. К одним птицы стали привыкать, другие же - как зеркальный шар - "работали" лишь при солнечной погоде. Еще один метод, которым шереметьевские орнитологи пользуются и по сей день,- это стрельба из пневматического ружья. Звук выстрела почему-то действует на птиц особенным образом. Если же в стае видят, как один из сородичей камнем падает вниз, то начинается настоящая паника, и пернатые отступают.

Но до этого дело доходит крайне редко. Если только весной, когда птицы летят на север или же осенью, когда те возвращаются. Летом же в аэропорту в определенном смысле затишье. Впрочем, и в это время происходят ЧП. Правда, как говорят орнитологи, - незначительные. Например, 16 июля этого года пилоты одного внутреннего рейса, приземлившегося в "Шереметьево", попросили орнитологов осмотреть самолет. Выяснилось, что самолет действительно столкнулся с птицами, правда, никаких разрушений узлов и агрегатов машины не произошло. Только следы крови и нарушение лакокрасочного покрытия в носовой части лайнера. Скорее всего птицы "зацепили" самолет, когда он находился на взлете.

За два года работы орнитологической группы Игоря Меньшенина в "Шереметьево" произошло только одно столкновение самолета с птицами. И то, как считают орнитологи, по вине пилота. Дело было в 2000 году: тяжелый

Ил-86 шел на посадку. В это время в районе взлетно-посадочной полосы появилась стая чаек. Пилот повел самолет прямо на них, в результате чего один из двигателей аэробуса оказался заклинен. Правда, произошло это уже после того, как самолет коснулся земли. В противном случае - исход мог быть куда более печальным. Между тем у пилотов существуют четкие инструкции, в которых оговариваются подобные ситуации: заметив на полосе птиц, летчик обязан уйти на второй круг и сообщить обо всем диспетчеру, который моментально сорентирует орнитологов. А уж для группы Игоря Меньшенина справиться с двумя-тремя десятками птиц - не проблема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1074
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1282
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1744
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1438

Другие новости