Без помощи вертолетов бороться с боевиками очень сложно.
УНИЧТОЖАЯ иностранных наемников, их караваны с оружием в горах Чечни на границе с Грузией, летчики вертолетного ставропольского пограничного авиаполка почти каждый день рискуют жизнью.
Сначала командир Ми-8 капитан Валерий Китаев показал мне труп наемника, привезенного летчиками с одной из воюющей застав в Шаро-Аргунском ущелье. А затем указал на простреленную кабину своей вертушки и не согласился взять меня на борт, чтобы полететь вместе с ними на боевое задание.
- Понимаешь, у нас каждый килограмм груза на вес золота, я лучше разведчиков возьму, продукты для заставы, сейчас в Шаро-Аргунском ущелье очень жарко. Полетим позже, как только будет поспокойней.
Стерегущие меня особисты из Итум-Калинского пограничного отряда злились, что я увидел, как обыскивают спецназовцев, ищут в их карманах трофеи с убитых наемников. Главный в Тусхарове особист полковник Архипов вторые сутки мечтал спустить меня "вертушкой" с гор на большую землю в Гезель. Но обстановка не позволяла. Всю ночь в палатке было не заснуть от частых залпов "Градов". А с наступлением рассвета тишину вновь нарушил рев "вертушек".
Для летчиков каждый час светлого времени был очень дорог: пока пограничники ведут в ущелье поиски прорвавшихся в Чечню из Грузии боевиков, вертолетчики работают на износ: корректируют огонь артиллерийских и минометных батарей, расстреливают волчьи тропы эмиссаров Гелаева и Хаттаба, сами попадают под обстрел, идут на вынужденные посадки, вывозят раненых и убитых - своих и чужих (трупы наемников доставляют для следователей пограничной прокуратуры). Многие обязаны жизнью вертолетчикам и склоняют голову перед их мужеством.
А вертолетчики тем временем проклинают свое начальство в Ставрополе и Москве за то, что за март им не заплатили боевые. Об этом мне рассказал командир Ми-24 капитан Анатолий Кирпанев - ему и его однополчанам придется подавать в суд на финансистов. В Москве считают, что военная фаза контртеррористической операции в Чеченской Республике закончилась, а поэтому можно боевые и не платить. Капитан добавил, что на выполнение боевых задач они летают на старых вертолетах, давно выработавших свой моторесурс, а запчастей в авиаполку катастрофически не хватает, летать приходится на свой страх и риск.
Капитан Кирпанев рассказал, как 27 июня его сослуживцы летчик-инструктор подполковник Валерий Романенко, командир вертолета старший лейтенант Владимир Величко, штурман майор Валерий Гурко посадили вертолет на минное поле, чтобы вывезти шестерых тяжело раненных пограничников. К сожалению, из этих шестерых в живых, но уже без ног, остались только четверо.
В конце концов удалось убедить командира Ми-24 взять меня на борт и полететь на прикрытие Ми-8 капитана Валерия Китаева, взявшего курс к заставе Шарой, чтобы доставить разведчиков, особиста и продукты питания. Через десять минут Ми-8 был на точке, а наш Ми-24 кружил над заставой, наблюдая, как идет высадка в горах пограничного десанта, и в любой момент был готов к ракетному залпу в случае нападения боевиков на заставу. В эфире звучала арабская речь, но нарушителей границы вертолетчики нигде не засекли. Ми-8, разгрузившись, взял курс на Гезель, а наш Ми-24 на обратном пути попал в плотную облачность, шел между гор вслепую и с трудом сел. Выскочив из Ми-24, я увидел, как из-под винта над десантным салоном вылетел патрубок выхлопного устройства. Ремонтники прилетели на помощь только на рассвете. Анатолий Кирпанев и его второй пилот Василий Томинец, вернувшись на базу в Гезель, пересели в другую "вертушку" и снова улетели искать и уничтожать бандитов.
Чечня