РОССИЯ подтвердила статус одной из передовых авиационных держав мира и адекватно ответила на вызов времени, представив программу создания перспективного отечественного истребителя. В минувшую пятницу руководители предприятий, входящих в основную кооперацию разработчиков новой авиационной техники, а также руководители ведущих научно-исследовательских институтов российской авиационной промышленности в присутствии генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева подписали в Авиационном военно-промышленном комплексе (АВПК) "Сухой" генеральное соглашение об участии в создании перспективного авиационного комплекса. Свои подписи под документом поставили руководители ГосНИИАС, ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НИАТ, ОАО "А. Люлька-Сатурн", НПЦ "Технокомплекс", корпорации "Аэрокосмическое оборудование", "Авиаприбор-холдинга", ГМКБ "Вымпел", ГНПЦ "Звезда-Стрела", АВПК "Сухой" и ОКБ "Сухого".
Важность подписанного соглашения заключается в том, что ведущие отечественные разработчики согласовали основные принципы взаимодействия, распределения обязанностей и ответственности участия в крупнейшей корпоративной программе общенационального значения. Документ открыт для подписания, и в самое ближайшее время его участниками станут серийные заводы и другие предприятия отечественной авиационной промышленности. Как уже неоднократно отмечалось ранее, от того, будет ли начато серийное производство боевого самолета будущего, зависит судьба отечественного авиапрома. Таким образом, Россия дала адекватный ответ на развернутые в США работы по созданию новейшего боевого самолета JSF (Joint Strike Fighter - единый ударный истребитель).
В интересах США и Великобритании будет построено 3 тыс. истребителей JSF. Вместе с тем JSF должен стать основным покупаемым самолетом первой половины ХХI века. Он заменит истребители американского производства третьего и четвертого поколения (около 50% мирового парка боевой авиации). Суммарный объем выпуска JSF составит от 5 до 6 тыс. самолетов. С его появлением на рынке российские истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 станут неконкурентоспособными, что диктует максимальную концентрацию усилий по созданию в РФ принципиально нового истребителя.
Поэтому работы по новому российскому авиационному комплексу предполагается вести быстрыми темпами. Как сообщил Юрий Коптев, уже к концу нынешнего года появится его аванпроект. Если удастся сбалансировать планы имеющимися ресурсами, то в 2010 г. предполагается развернуть серийное производство нового самолета. В 2011-2012 гг. он начнет поступать на вооружение российских ВВС и выйдет на мировой авиационный рынок - одновременно с появлением там американского JSF.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку многофункционального фронтового самолета было выдано российскими ВВС еще в 1998 году. К работам привлекались опытные конструкторские бюро Сухого, Микояна и Яковлева при головной роли "ОКБ Сухого". За эти годы был создан определенный научно-технический задел. Наиболее продвинутые разработки осуществило "ОКБ Сухого", которое опиралось на результаты, достигнутые в ходе программы по эскпериментальному самолету С-37 "Беркут" с крылом обратной стреловидности. В апреле 2001 г. требования к перспективному самолету были уточнены, и, как сообщил главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков, возглавляемое им ведомство заново утвердило на него ТТЗ. Месяц спустя под эгидой АВПК "Сухой" была создана кооперация, взявшаяся за решение этой ответственной задачи.
Отметим, что лидирующая роль АВПК "Сухой" в разработке истребителя пятого поколения в первую очередь обеспечена имеющимся научно-техническим и технологическим потенциалом комплекса, а также стабильным рынком сбыта производимой продукции. К тому же практически завершено согласование документов по реформированию АВПК, на базе которого планируется создать холдинг с вертикально интегрированной структурой. Как подчеркнул генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, "это соответствует требованиям времени".
Точный технический облик нового российского истребителя пока неизвестен. Можно лишь с уверенностью сказать, что он не будет похож на С-37 или опытно-экспериментальный самолет 1.44, разработанный РСК "МиГ". Судя по уже обнародованным ВВС РФ данным, взлетная масса машины составит 20 т (промежуточный класс между МиГ-29 и Су-27). Она будет оснащаться двигателями АЛ-41Ф. Новый самолет должен отвечать таким общепринятым критериям перспективного истребителя, как сверхманевренность, малая заметность в радиолокационном и ИК-диапазонах, сверхзвуковая крейсерская скорость.
На самолете будет установлен радар с фазированной антенной решеткой. Пилот сможет выбирать цели при помощи нашлемной системы целеуказания. Комплект бортового вооружения составят перспективные ракеты класса "воздух-воздух" различной дальности, а также "воздух-поверхность".
Основную проблему разработчики видят в финансировании. Ее предполагается решить, используя три источника: гособоронзаказ, собственные средства участников программы, полученные за счет военно-технического сотрудничества, а также путем привлечения средств стратегических партнеров. Обеспечение потребного финансирования может быть также обеспечено путем привлечения к проекту стран СНГ, в первую очередь Белоруссии и Украины, а также некоторых зарубежных стран. По предварительным расчетам, стоимость новой машины на внешнем рынке не превысит 30 млн. долл., что сделает его вполне конкурентоспособным с ценой JSF.
Реализация программы создания перспективного истребителя станет ключевой задачей развития российской авиационной промышленности и укрепления ее позиций на мировом рынке высоких технологий.