Японские шхуны этой серии больше всего ценятся у браконьеров.
Фото из архива НВО
В 8 ЧАСОВ 21 февраля в российской исключительной экономической зоне (ИЭЗ) патрульное судно (ПС) "Пагелла" обнаружило неопознанное судно японской постройки. На запросы пограничников и сигнал об остановке оно не ответило и, увеличив скорость, предприняло попытку уйти за пределы ИЭЗ. Что оно делало у российских берегов, можно было только догадываться - то ли это судно-браконьер, которых немало появилось в последние годы в российских морях, то ли судно-разведчик, маскирующееся под рыбака. В годы холодной войны они не раз нарушали государственную границу, ссылаясь то на ошибку штурмана, то на выход из строя навигационных приборов.
На преследование и остановку судна-нарушителя был направлен помимо ПС "Пагелла" еще и пограничный сторожевой корабль (ПСКР) "Камчатка". Одновременно в воздух поднялся пограничный патрульный самолет Ан-72. Его экипаж первым обнаружил нарушителя, уходящего на предельной скорости из российской ИЭЗ. На запросы и сигналы летчиков капитан судна опять не ответил. Дальше, судя по докладам, события разворачивались в следующей последовательности.
В 9.35 самолет произвел предупредительную стрельбу. Однако реакции не последовало. В 10.00 была произведена стрельба на поражение. Но даже это не подействовало на капитана. Судно, пользуясь преимуществом в скорости, шло прежним курсом.
Около 17 часов на помощь пришел самолет-разведчик ВМС США. Он установил связь с ПС "Пагелла" и передал координаты судна-нарушителя. В 23.40 Ан-72 вновь вышел на преследуемое судно, произвел предупредительную стрельбу, а затем и стрельбу на поражение. Только после этого нарушитель вышел на связь, передав информацию о наличии раненых на борту. Однако на требование остановиться ответил отказом.
Для дальнейшего преследования, в 1.43, вылетел другой самолет пограничной авиации. Судно-нарушитель вышло на связь с одним из пограничных кораблей и представилось как "Альбатрос-101". Его капитан сообщил, что среди членов экипажа имеются раненые, на борту возник пожар, имеется пробоина. Корабли морской охраны Погранслужбы пошли в район нахождения судна-нарушителя для оказания ему помощи. Но "Альбатрос-101" вновь изменил курс и предпринял попытку выхода из российской ИЭЗ, видимо, надеясь, что там его уже никто не будет преследовать.
С борта Ан-72 капитан судна-нарушителя был повторно предупрежден о применении оружия и его личной ответственности за возможные жертвы среди экипажа. Лишь после очередной предупредительной стрельбы судно остановилось и выбросило спасательные средства. Позже оно затонуло на глубине 5 тыс. метров. ПСКР "Камчатка" и ПС "Пагелла" взяли на свои борта экипаж. Оба корабля взяли курс на Петропавловск-Камчатский. Как сообщили в Департаменте морской охраны ФПС России, начато расследование. Экипаж судна дает путанные показания. Члены команды почему-то вдруг даже забыли, как зовут капитана, говоря, что "якобы его фамилия Иванов".
На этой неделе это уже второе преследование судов-нарушителей в морях Дальневосточного региона. 20 февраля также судно японской постройки без опознавательных знаков в водах северного побережья Приморского края, уходя от пограничников в сторону Японии, вначале подняло японский флаг, а при входе в японские воды быстро заменило его на российский. Как потом выяснилось, это был "СТР-16", капитан которого Сергей Степанов дал команду на предельной скорости уходить от преследования ПСКР.
Однако это не спасет от ответственности капитана "СТР-16" и судовладельца - приморскую компанию "Клемена". В действие вступило российско-японское соглашение о взаимной борьбе с контрабандой, браконьерством и нарушителями правил рыболовства.
По оценкам специалистов, морские пространства России и их ресурсы являются одним из первоочередных объектов устремлений преступных группировок, в том числе международных. За последние годы в результате браконьерской деятельности отмечается существенное истощение рыбных запасов в промысловых районах северо-западной части Тихого океана. Например, запасы "народной рыбы" - минтая практически уничтожены. Поэтому сохранение морских биоресурсов в территориальном море и ИЭЗ стало одной из приоритетных задач государства. Это явилось также и одной из причин передачи функций охраны морских биоресурсов и госконтроля в этой сфере пограничникам. Мера вынужденная. Это признают все. Но без этого навести порядок в морях России уже невозможно.
Кроме того, вопрос сохранения морских биоресурсов держит в определенном напряжении и межгосударственные отношения. Решение этой проблемы во многом зависит прежде всего от согласованных позиций в Дальневосточном регионе, в том числе с соответствующими службами США, Японии, КНР и Республики Корея. Об этом шла речь в конце прошлого года на встрече в Токио руководителей пограничных ведомств и служб береговой охраны стран северо-западной части Тихого океана.
По данным российских правоохранительных органов, наиболее распространенными видами правонарушений является прежде всего превышение выделенных квот вылова морских биоресурсов и недекларируемая продажа продукции рыболовства как в районах промысла, так и непосредственно в иностранных рыбных портах. Морской охраной ФПС в Тихоокеанском бассейне с июля 1998 г. по декабрь 2000 г. привлечены к ответственности 355 капитанов и владельцев иностранных судов. За этот период границу России нарушали 135 судов.
Значительная часть промысловых судов не имеет разрешения на добычу морских биоресурсов и нелегально осуществляет внешнеторговые операции с рыбопродукцией, которая реализуется без уплаты таможенных пошлин и налогов. Причем значительную часть доходов получают иностранные партнеры, а сама валютная выручка оседает в иностранных банках.
Очень часто искажаются данные о внешнеторговых операциях как по объемным показателям, так и по ассортименту вывозимой продукции. В результате Россия ежегодно теряет от 1,5 до 2 млрд. долл. США.
О масштабах того, что творилось до недавнего времени в морских пространствах России, свидетельствуют следующие цифры. Только за два последних года пресечена противоправная деятельность более 40 организованных преступных групп, занимавшихся незаконным промыслом морских биоресурсов и выявлено более 300 компаний и фирм, чьи суда причастны к противоправной деятельности в морском пограничном пространстве Российской Федерации. Случаи с "Албатросом-101" и "СТР-16" - наглядное тому подтверждение.