0
1354
Газета События Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Потоплено еще одно судно-нарушитель

Тэги: япония, граница, нарушение


япония, граница, нарушение Японские шхуны этой серии больше всего ценятся у браконьеров.
Фото из архива НВО

В 8 ЧАСОВ 21 февраля в российской исключительной экономической зоне (ИЭЗ) патрульное судно (ПС) "Пагелла" обнаружило неопознанное судно японской постройки. На запросы пограничников и сигнал об остановке оно не ответило и, увеличив скорость, предприняло попытку уйти за пределы ИЭЗ. Что оно делало у российских берегов, можно было только догадываться - то ли это судно-браконьер, которых немало появилось в последние годы в российских морях, то ли судно-разведчик, маскирующееся под рыбака. В годы холодной войны они не раз нарушали государственную границу, ссылаясь то на ошибку штурмана, то на выход из строя навигационных приборов.

На преследование и остановку судна-нарушителя был направлен помимо ПС "Пагелла" еще и пограничный сторожевой корабль (ПСКР) "Камчатка". Одновременно в воздух поднялся пограничный патрульный самолет Ан-72. Его экипаж первым обнаружил нарушителя, уходящего на предельной скорости из российской ИЭЗ. На запросы и сигналы летчиков капитан судна опять не ответил. Дальше, судя по докладам, события разворачивались в следующей последовательности.

В 9.35 самолет произвел предупредительную стрельбу. Однако реакции не последовало. В 10.00 была произведена стрельба на поражение. Но даже это не подействовало на капитана. Судно, пользуясь преимуществом в скорости, шло прежним курсом.

Около 17 часов на помощь пришел самолет-разведчик ВМС США. Он установил связь с ПС "Пагелла" и передал координаты судна-нарушителя. В 23.40 Ан-72 вновь вышел на преследуемое судно, произвел предупредительную стрельбу, а затем и стрельбу на поражение. Только после этого нарушитель вышел на связь, передав информацию о наличии раненых на борту. Однако на требование остановиться ответил отказом.

Для дальнейшего преследования, в 1.43, вылетел другой самолет пограничной авиации. Судно-нарушитель вышло на связь с одним из пограничных кораблей и представилось как "Альбатрос-101". Его капитан сообщил, что среди членов экипажа имеются раненые, на борту возник пожар, имеется пробоина. Корабли морской охраны Погранслужбы пошли в район нахождения судна-нарушителя для оказания ему помощи. Но "Альбатрос-101" вновь изменил курс и предпринял попытку выхода из российской ИЭЗ, видимо, надеясь, что там его уже никто не будет преследовать.

С борта Ан-72 капитан судна-нарушителя был повторно предупрежден о применении оружия и его личной ответственности за возможные жертвы среди экипажа. Лишь после очередной предупредительной стрельбы судно остановилось и выбросило спасательные средства. Позже оно затонуло на глубине 5 тыс. метров. ПСКР "Камчатка" и ПС "Пагелла" взяли на свои борта экипаж. Оба корабля взяли курс на Петропавловск-Камчатский. Как сообщили в Департаменте морской охраны ФПС России, начато расследование. Экипаж судна дает путанные показания. Члены команды почему-то вдруг даже забыли, как зовут капитана, говоря, что "якобы его фамилия Иванов".

На этой неделе это уже второе преследование судов-нарушителей в морях Дальневосточного региона. 20 февраля также судно японской постройки без опознавательных знаков в водах северного побережья Приморского края, уходя от пограничников в сторону Японии, вначале подняло японский флаг, а при входе в японские воды быстро заменило его на российский. Как потом выяснилось, это был "СТР-16", капитан которого Сергей Степанов дал команду на предельной скорости уходить от преследования ПСКР.

Однако это не спасет от ответственности капитана "СТР-16" и судовладельца - приморскую компанию "Клемена". В действие вступило российско-японское соглашение о взаимной борьбе с контрабандой, браконьерством и нарушителями правил рыболовства.

По оценкам специалистов, морские пространства России и их ресурсы являются одним из первоочередных объектов устремлений преступных группировок, в том числе международных. За последние годы в результате браконьерской деятельности отмечается существенное истощение рыбных запасов в промысловых районах северо-западной части Тихого океана. Например, запасы "народной рыбы" - минтая практически уничтожены. Поэтому сохранение морских биоресурсов в территориальном море и ИЭЗ стало одной из приоритетных задач государства. Это явилось также и одной из причин передачи функций охраны морских биоресурсов и госконтроля в этой сфере пограничникам. Мера вынужденная. Это признают все. Но без этого навести порядок в морях России уже невозможно.

Кроме того, вопрос сохранения морских биоресурсов держит в определенном напряжении и межгосударственные отношения. Решение этой проблемы во многом зависит прежде всего от согласованных позиций в Дальневосточном регионе, в том числе с соответствующими службами США, Японии, КНР и Республики Корея. Об этом шла речь в конце прошлого года на встрече в Токио руководителей пограничных ведомств и служб береговой охраны стран северо-западной части Тихого океана.

По данным российских правоохранительных органов, наиболее распространенными видами правонарушений является прежде всего превышение выделенных квот вылова морских биоресурсов и недекларируемая продажа продукции рыболовства как в районах промысла, так и непосредственно в иностранных рыбных портах. Морской охраной ФПС в Тихоокеанском бассейне с июля 1998 г. по декабрь 2000 г. привлечены к ответственности 355 капитанов и владельцев иностранных судов. За этот период границу России нарушали 135 судов.

Значительная часть промысловых судов не имеет разрешения на добычу морских биоресурсов и нелегально осуществляет внешнеторговые операции с рыбопродукцией, которая реализуется без уплаты таможенных пошлин и налогов. Причем значительную часть доходов получают иностранные партнеры, а сама валютная выручка оседает в иностранных банках.

Очень часто искажаются данные о внешнеторговых операциях как по объемным показателям, так и по ассортименту вывозимой продукции. В результате Россия ежегодно теряет от 1,5 до 2 млрд. долл. США.

О масштабах того, что творилось до недавнего времени в морских пространствах России, свидетельствуют следующие цифры. Только за два последних года пресечена противоправная деятельность более 40 организованных преступных групп, занимавшихся незаконным промыслом морских биоресурсов и выявлено более 300 компаний и фирм, чьи суда причастны к противоправной деятельности в морском пограничном пространстве Российской Федерации. Случаи с "Албатросом-101" и "СТР-16" - наглядное тому подтверждение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1151
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1597
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1181
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
990

Другие новости