"Конкорд" рухнул, объятый пламенем.
Фото агентства Рейтер-ИТАР-ТАСС
ПАРИЖСКИЙ аэропорт "Шарль де Голль" в Руасси. Вторник, без четверти пять. Только что приземлился рейсовый самолет из Токио, на котором президент Ширак вернулся с саммита "большой восьмерки". Пилот начинает подруливать к терминалу, но останавливается и сообщает пассажирам, что должен пропустить "Конкорд", направляющийся на взлетную полосу. Все смотрят на стремительно разгоняющуюся машину и вдруг видят, что из реакторов вырывается густой дым, потом пламя, и "Конкорд" взмывает в воздух, как ракета.
Так, буквально на глазах у президента страны и множества людей, находившихся в Руасси, произошла самая крупная во Франции за последние 30 лет авиакатастрофа. Чартерный рейс Париж - Нью-Йорк был зафрахтован немецкой туристической фирмой "Дайлманн" и должен был доставить в США 100 участников морского круиза: 96 немцев, 2 датчан, одного американца и одного австрийца. Все они погибли, как и все девять членов французского экипажа (самолет принадлежал "Эр Франс"). Еще четыре человека нашли смерть под развалинами небольшой гостиницы "Отелиссимо", на которую "Конкорд" обрушился через две минуты после взлета.
Многочисленные свидетели этой трагедии говорят, что пилот явно стремился так направить самолет, чтобы избежать жилых зданий, и ему это почти удалось. Совсем рядом находится городок Гонесс, и если бы авария произошла над ним, жертв было бы гораздо больше.
Место катастрофы представляет собой страшное зрелище. От здания гостиницы не осталось почти ничего. Вокруг, в радиусе 200-250 метров, разбросаны обломки самолета, причем самые крупные из них - не больше полутора метров. Кукурузное поле выгорело, все засыпано искусственным снегом и пеплом. Через несколько часов в воздухе все еще чувствовался запах дыма, гари и горючего, вылившегося из баков.
Вскоре после катастрофы на место события прибыл премьер-министр Франции Лионель Жоспен. Он, как и президент Ширак, выразил свои соболезнования семьям погибших.
Хотя точные причины аварии пока неизвестны, эксперты склоняются к мысли о технических неполадках. Вплоть до выяснения всех деталей Франция и Великобритания приняли решение временно приостановить полеты всех "Конкордов". Их немного - всего по семь самолетов у каждой из двух стран. Гордость европейской технологии, сверхзвуковой "Конкорд" совершил свой первый пробный полет 2 марта 1969 года - на два месяца позже, чем Ту-144. Но советский соперник вышел из игры после того, как один из Ту разбился в 1973 году на авиасалоне в Бурже (тогда погибли 13 человек).
А "Конкорд" продолжал летать. Потребовалось семь лет, чтобы перейти от пробных полетов к коммерческим. Все технические проблемы были решены к началу 1976 года, но американцы еще полтора года не хотели давать "зеленый свет" чуду европейской техники. Ссылались, в частности, на невыносимый грохот сверхзвукового лайнера. В конце концов "Эр Франс" и "Бритиш эрвейс" все же добились своего, и трансатлантические полеты начались. Но все остальные компании-заказчики (а их было около 80) отказались от планов закупки "Конкордов".
Самолет оказался надежным (поломок было немало, что неудивительно при такой сложности, но за 25 лет - ни одной серьезной аварии). Однако эксплуатация стоила очень дорого. И все же, несмотря на высокую цену билетов (более 7 тысяч долларов), с 1976 года "Конкорды" перевезли 1 276 000 пассажиров. Деловые люди оценили возможность пересечь океан за 3 часа 45 минут.
Трудно сказать, останется ли "Конкорд" рентабельным и теперь, после трагедии в Руасси. Не отпугнет ли случившееся потенциальных пассажиров? Во всяком случае, страховым компаниям это обойдется очень дорого. Сам самолет застрахован на 30 миллионов долларов, и примерно по два с половиной миллиона получат семьи погибших.
Париж