Михаил Швейцер на съемках фильма. Фото Игоря Гневашева |
ВЧЕРА в Москве, в Институте им. Склифосовского, на 81-м году жизни скончался выдающийся советский и российский кинорежиссер Михаил Швейцер. Он был из тех режиссеров, для которых психология человека, все сложности и противоречия человеческой натуры - не пустой звук. Вниманию, истинной любви художника к человеку учил Швейцера его великий учитель Сергей Эйзенштейн. В 1943 году Михаил Абрамович закончил его курс во ВГИКе. А снимать художественное кино самостоятельно Швейцер начал только в 1954 году - тогда вышла его экранизация романа Анатолия Рыбакова "Кортик". В отличие от многих своих коллег, торивших путь к славе в течение многих лет, Михаил Швейцер после "Кортика" вошел в кинематограф сразу и ярко. Экранизация - это было как раз то, что Швейцер любил и в чем знал толк. "Воскресение", "Маленькие трагедии", "Мертвые души", "Крейцерова соната". А великолепный "Золотой теленок"? Его Бендер был не мелким авантюристом, каким он представал у других, а героем сродни античному: время "подвело", и потому масштаб Бендера, каким играл его Сергей Юрский, был пригоден лишь на подвиги по раскулачиванию советского миллионера Корейко.
В марте, незадолго до 80-летнего юбилея, Михаил Абрамович попал в автокатастрофу. Врачи сделали почти невозможное, и Швейцер остался жив. Казалось бы, все страшное позади. Но оказалось, здоровье было непоправимо подорвано...
Чуть больше месяца назад Российская киноакадемия присудила Михаилу Абрамовичу Швейцеру "Нику" - "За честь и достоинство". Успели.