ВПЕРВЫЕ с начала новой чеченской кампании военные сводки с места боев позволили говорить о перехвате инициативы чеченскими боевиками. Опять же впервые эта новая война стала напоминать события 1994-1996 годов, когда большинство наблюдателей говорили о том, что российская армия "завязла" в Чечне и терпит там сокрушительное поражение. Путаница в нынешней ситуации и ее информационной поддержке только усугубила впечатление, что федеральные силы столкнулись с самыми серьезными проблемами за последние месяцы, а заявления военного командования о завершении операции в ближайшие месяц- полтора-два уже не выглядят такими уверенными. Но, судя по всему, это поверхностное впечатление.
Последние два дня шли ожесточенные бои в Аргуне, Гудермесе и Шали, в каждый из которых вторглись от 500 до 2 тысяч боевиков, сумев занять ряд административных зданий и блокировать в других зданиях подразделения федеральных сил. В Шали российские военные вчера держали оборону в районной администрации, в Аргуне сотрудники временного отдела внутренних дел, заняв круговую оборону, в течение суток отбивали атаки боевиков, в Гудермесе боевики удерживали здание школы. Причем уже после заявлений министра обороны Игоря Сергеева о том, что Шали и Аргун находятся под контролем федеральных сил, и командующего объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе Виктора Казанцева о тщетности попыток боевиков переломить ситуацию, следовали новые сообщения о более широкомасштабных столкновениях. К вечеру же представители Минобороны заявили, что прорвавшиеся в Шали и Аргун боевики полностью блокированы и ведется их огневое поражение. Они также признали, что чеченские бандформирования активизировали действия против федеральных сил одновременно в различных районах республики, в том числе в Ачхой-Мартане и Урус-Мартане. Стоит отметить, что федеральные пресс-службы признавали факты боев едва ли не быстрее своих чеченских идеологических противников, как и не скрывали значительных потерь. Однако сами же военные источники нередко противоречили друг другу, хотя бы в части того, какие именно объекты в воюющих населенных пунктах находятся под контролем сторон.
Неспокойно в эти дни было и в стане российского военного командования. Как сообщил корреспондент "НГ" Владимир Георгиев, накануне рождественских праздников среди журналистов прошел слух о якобы снятии с должностей командующих Западной и Восточной группировок федеральных сил Владимира Шаманова и Геннадия Трошева. Этот слух сначала попытался опровергнуть и.о. президента РФ Владимир Путин, сказавший, что "такими генералами Россия не бросается". Затем с аналогичным заявлением выступила пресс-служба Минобороны. Как сообщили в военном ведомстве, перемещение Шаманова и Трошева по служебной линии - рабочий момент. Генерал Казанцев, в свою очередь, отметил, что "обстановка в рамках контртеррористической операции не может оставаться одинаковой, и потому появились новые задачи для моего первого заместителя генерал-лейтенанта Трошева, и он их сейчас исполняет". По его словам, подобная ситуация сложилась и в Западной группировке, где генерал Шаманов не только управляет войсками, но и дополнительно решает задачи как командующий 58-й армии.
Источники "НГ", близкие к руководству Минобороны, выдвинули свою версию событий в военном командовании. По их мнению, все эти "недоразумения" с отставками Трошева и Шаманова напрямую связаны со сменой руководства оборонного ведомства страны, которая, по достоверным сведениям, произойдет либо в преддверии президентских выборов, либо сразу после них. По некоторым данным, новым министром обороны может стать Анатолий Квашнин, а за его в будущем вакантный пост начальника Генштаба и развернулась сейчас активная борьба.
Таким образом, нынешнее обострение ситуации в Чечне, может быть, и не связано напрямую, но произошло на фоне интриг, отсутствия достоверной информации на фронтах и главное - в первые дни "президентства" Владимира Путина. Версия активизации боевиков, выдвигаемая самими военными, связана с намерением противника оттянуть основные силы федеральных войск от Грозного и Ведено. Кроме того, они утверждают, что бандформирования воспользовались решением федерального руководства о временной приостановке боевых действий на период религиозных праздников. Все это выглядит вполне достоверно в отличие, например, от их же заявлений о вытеснении основных сил бандитов в горы и полных зачистках Шали, Аргуна и Гудермеса. Однако федеральные силы, вдруг оказавшиеся, как и в прошлую войну, в роли обороняющихся, похоже, вновь переоценили свои идеологические способности. Откуда, спрашивается, могли взяться несколько тысяч боевиков, "изгнанных" местными жителями из своих селений?
На самом деле, как и в прошлую войну, боевикам незачем уходить из своих селений и уж тем более сдаваться. Любой из них, если он, конечно, не араб, может переодеться и приехать хоть в Москву. События последних дней стали весомым аргументом в пользу предположений о предстоящей продолжительной партизанской войне. В связи с этим достаточно симптоматично выглядит заявление военных о том, что отныне в качестве беженцев будут рассматриваться только женщины, дети и старики.
Но главный вопрос заключается в том, стоило ли федеральным силам так активно начинать новую чеченскую кампанию, как утверждалось, "с учетом ошибок", чтобы так быстро перейти из наступления в оборону? Высшее политическое руководство не пошло бы на этот шаг, не будучи уверенным, что накануне президентских выборов чеченские террористы не смогут сорвать все планы Москвы. Так это или нет, но вылазка боевиков частично напоминает агрессию террористов в Ботлихский район Дагестана в августе 1999 года. Тогда их акция стала поводом для начала широкомасштабной антитеррористической операции. Сейчас Москва вновь может заявить своим критикам на Западе о необходимости борьбы с террористами и привести яркий пример попытки захвата мирных чеченских селений Шали, Аргун и Гудермес. По крайней мере замначальника Генштаба Валерий Манилов уже расценил действия боевиков как теракт. А в том, что федеральная группировка будет усиливать свои удары, сомневаться не приходится. Как уже сообщала "НГ", командование ВВС, например, еще в конце минувшего года заявило о планах использования в Чечне более мощной авиации.
Косвенно эти предположения подтвердил и Владимир Путин. Вчера он заявил, что российские военные четко выполнили его указание приостановить в последние дни боевые действия на территории Чечни в связи с религиозными праздниками, но "последующие события показали, что мы имеем там дело с людьми без рода, без племени, без вероисповедания". Путин впервые сообщил, что для российских властей является установленным фактом то, что на территории Чечни в Урус-Мартане готовились бандиты-взрывники, которые осуществили теракты в Москве, Волгодонске и Буйнакске.