ПОЗАВЧЕРА обсуждение достоинств и недостатков храма Христа Спасителя на пресс-конференции под названием "Храм Христа Спасителя - от святости к шоу-бизнесу" началось со скандала. С первых же минут выступления председателя редакционной коллегии журнала "Архитектура и строительство России" Александра Сидорина представители Российской академии художеств стали кричать, что пресс-конференция носит тенденциозный и односторонний характер, поэтому ее необходимо прекратить. Не успели еще утихнуть крики академиков, как вдруг в зале появился отец Леонид, который, протискиваясь между многочисленными журналистами, как партизан, раскидывал листовки, повествующие о том, что Московская Патриархия не была официально приглашена на пресс-конференцию, которую отец Леонид тут же окрестил "беззаконным собором". Сам отец Леонид, как выяснилось, принимает непосредственное участие в восстановлении храма и является председателем художественного совета по убранству храма.
Убранство же храма, по словам Александра Сидорина, вышло не очень: "По настоянию Церетели некоторые детали, в оригинале выполненные из мрамора, в восстановленном храме были сделаны из пластмассы, из-за чего они уже сейчас потрескались и покрылись плесенью. Святые, стоящие в храме, вовсе не те, которые были в подлинном варианте, а те немногие, которые совпадают с оригиналом, стоят совсем не на тех местах и не в тех позах - в общем, налицо полное искажение облика святых". По словам Сидорина, такая путаница со святыми произошла во многом благодаря тому, что Московская мэрия хотела потрясти общественность скоростью возведения храма.
Это зачастую приводило к комическим ситуациям. Например, художнику Мухину заказали фреску размером на полтора метра больше, чем нужно, после чего, чтобы успеть к сроку, творение художника пришлось подгонять к нужному размеру с помощью копировальной техники. Организаторы пресс-конференции собираются созвать научно-методическую комиссию, которая должна будет официально зафиксировать все ошибки, допущенные при восстановлении храма.
Ответный удар не заставил себя ждать. Вчера пресс-конференцию на тему "Дискуссии о храме Христа Спасителя как элемент политической борьбы" провели члены Российской академии художеств во главе с президентом Зурабом Церетели. Выступавшие отвечали по пунктам выдвинутых обвинений. Во-первых, как заявил Церетели, фигуры святых выполнены из бронзы, а не из мрамора не потому, что мрамора не хватило (им облицовано все здание), а просто так надежнее и красивее. Сам архитектор Тон, возводивший храм в прошлом веке, мечтал об этом, но не смог воплотить свой замысел из-за нехватки средств. Во-вторых, некоторые горельефы действительно сделаны из пластмассы, но это лишь черновой вариант. Постепенно они будут заменены на бронзовые. На пресс-конференции также присутствовал художник Николай Мухин. "В том, что моя фреска была неправильного формата, виноват Алексей Денисов (занимавший один из административных постов и уволенный несколько месяцев назад), который и заварил весь этот скандал, - рассказал он. - И если бы не помощь компьютеров, мой двухлетний труд пошел бы прахом".
Главное же, конечно, заключалось не в таких частностях, а в том, что из-за интенсивности хода работ сильно пострадало качество. "Мы действительно изменили кое-какие детали, но лишь для того, чтобы убрать ошибки художников, допущенные при первом строительстве", - заметил главный архитектор храма Михаил Посохин. Так что новый храм будет еще краше прежнего.
В общем, воссоздание ХХС - не предвыборная гонка, но "героический труд" почти двух тысяч мастеров со всей России. И если и была какая-то дата, к которой приурочили его окончание, - так это не выборы мэра в декабре, а двухтысячелетие Рождества Христова. На труд, между прочим, было затрачено около 500 млн. долл. (такую цифру назвал представитель Фонда финансовой поддержки храма).
Конечно, и на этой пресс-конференции не обошлось без "засланных казачков". В этот раз им стала сотрудница Ассоциации реставраторов России Марина Ильина. Она обвинила академию в полном презрении к оригиналу и предъявила в подтверждение фотографии храма начала века. На это Зураб Церетели возразил ей просто: "Денисов за свою работу деньги получает. Должно быть, он с вами не поделился, и поэтому вы озлоблены".