"ОСЕННИЙ призыв в армию по объективным причинам идет сложно", - сообщил журналистам военный комиссар столицы генерал-лейтенант Михаил Сорокин, провожая новобранцев с Московского городского сборного пункта на службу. И хотя уклоняющихся от призыва стало меньше, чем в прошлом году, - сыграли свою роль проводившиеся среди старшеклассников мероприятия по поднятию престижа армии - существенно увеличилось количество молодых людей, имеющих по тем или иным причинам отсрочку от призыва. Военный комиссар подчеркнул, что не меньше родителей озабочен состоянием здоровья призывников, он хочет, чтобы "в армию не пришли больные люди". Михаил Сорокин сообщил, что в этом году в ряды Вооруженных сил будет призвано более 5 тысяч юношей из Москвы, что составит 5% общего количества призывников по стране.
Не секрет, что боевые действия на Северном Кавказе популярности воинской службе не прибавили. И еще больше не прибавит ей популярности странная "борьба указов", которая неожиданно началась во время осеннего призыва. Правозащитные организации не раз выступали против того, что в зону вооруженного конфликта отправляются солдаты срочной службы, толком не подготовленные, не имеющие заключения медиков о состоянии здоровья, не прошедшие психологического тестирования. И указы президента вроде бы закрепили необходимость согласия призывника и его обязательного обучения в течение года перед отправкой в "горячие точки". Но 15 октября президент неожиданно подписал новый указ, всполошивший родителей новобранцев. Согласно этому указу (который, кстати, до сих пор не был опубликован в СМИ, однако уже взят на вооружение армейским начальством) для отправки в район боевых действий согласие уже не требуется, а срок обучения сокращен до 6 месяцев.
Представители Комитета солдатских матерей, правозащитной организации, отстаивающей права солдат срочной службы, убеждены, что 6 месяцев недостаточно для обучения ребят. Правозащитники убеждены, что указ принят под давлением Минобороны, которому, если и дальше соблюдать принцип добровольности, просто стало бы негде брать "пушечное мясо". Представители Комитета солдатских матерей считают указ полузаконным (указ не может вступить в силу до его опубликования) и нарушающим права человека.
Но Михаил Сорокин уже поторопился заверить, что ни один из московских призывников не будет направлен на Северный Кавказ без этого полугодового обучения.