0
9196
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.01.2016 00:01:00

В Белоруссию привезли первый реактор для строящейся АЭС

Тэги: белаэс, нгту, атомная энергетика, ввэр1200


белаэс, нгту, атомная энергетика, ввэр1200 Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева готовит кадры для работы на российских и зарубежных АЭС. Фото Алексея Белобородова

В конце декабря под Островец (райцентр на севере Гродненской области, в 23 км от границы с Литвой), где четкими плановыми темпами строится Белорусская атомная электростанция, был доставлен корпус водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР-1200) для первого блока АЭС. Событие для российских атомщиков знаковое: завод «Атоммаш», что в Волгодонске (Ростовская область), не отгружал подобную продукцию уже 29 лет. Весь производственный цикл изготовления реактора с момента начала производства заготовок до отгрузки занял 840 рабочих суток, или без малого 2 года 4 месяца. Свершившаяся уникальная транспортировка ВВЭР-1200 – лишь одна из многих необычных особенностей в деле строительства БелАЭС. В этом убедился обозреватель «НГ», побывавший незадолго до «приезда» реактора в Островец на нескольких объектах Росатома в российской «атомной столице» – Нижнем Новгороде. Именно здесь была спроектирована и БелАЭС. И именно отсюда в Белоруссию будет поставляться оборудование для нее (этим занимается ОКБ машиностроения им. Африкантова).

«Реактор везут!»

Но сначала – о некоторых подробностях доставки реактора. Громадина высотой 13 м и диаметром 4,5 м выехала из цеха на многоколесной платформе 14 октября. Ее провезли через город до причала Цимлянского водохранилища (на время пришлось даже демонтировать троллейбусные пути), где погрузили на специальную баржу. Последняя, преодолев 3500 км по нескольким водным артериям (Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, вверх по реке Волхов), через 25 дней доставила 337-тонный груз в Великий Новгород. Там ВВЭР-1200 вновь перегрузили на тягач, который довез реактор до железнодорожной станции (около 4 км по городу). Спецпоезду (это 32-осный транспортер грузоподъемностью до 500 т) понадобилось около 40 суток, чтобы с установленной черепашьей скоростью – 3–4 км/ч (совершенно необходимой для такого рода перевозок) привезти махину в конечный пункт назначения – на станцию Бобровники, что вблизи АЭС. 

Процесс этого уникального перемещения стал объектом для съемок у жителей таких крупных городов, как Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Нижний (и Великий) Новгород, Ярославль, Череповец. Фиксировали его и на железнодорожном маршруте по нескольким российским и белорусским областям. Выполнила же сложнейшую задачу группа компаний «Спецтяжавтотранс», являющаяся наследником созданной еще в 70-е годы в СССР отрасли перевозок негабаритных тяжеловесных грузов. В свое время она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса за два достижения: мировое – за доставку самого тяжелого груза автомобилями и рекорд Европы – транспортировка «неподъемных» грузов речным транспортом. 

Стройка века для студентов

В Нижнем Новгороде же обозревателю «НГ» довелось пообщаться с ректором Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева доктором технических наук Сергеем Дмитриевым. НГТУ – ведущий региональный университет России, в котором более чем за полвека было подготовлено несколько тысяч инженеров для российских и зарубежных АЭС, построенных по российским проектам, и ныне его выпускники возглавляют более 300 промышленных предприятий. Руководитель вуза отметил, что БелАЭС строится по современнейшему проекту АЭС-2006 нового поколения «3+» российской госкорпорации «Росатом». Новинка соответствует самым строгим нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Под это заточена и подготовка специалистов в университете, дабы в дальнейшем обеспечить безопасную эксплуатацию станции такого типа. По словам Дмитриева, за последние три года в НГТУ прошли обучение и 80 белорусских студентов. Кроме того, в 2013 году 30 специалистов строящейся в 18 км от Островца атомной станции освоили программы дополнительного профессионального образования.

Ректор, на полтора часа сделавшись гидом, лично провел группу журналистов, в которой был и автор этих строк, по «ключевым точкам» университета – «ядерным». Неспециалисту, конечно, трудно оценить всю исключительность увиденных объектов, «ряд из которых есть только у нас» (то есть в НГТУ). Но специалисты при них рассказывали о своих детищах с такой увлеченностью, что сомнений в их уникальности не закрадывалось. 

Вот полноразмерная учебная модель ядерного реактора на быстрых нейтронах, где в качестве теплоносителя используется свинец, а все остальное оборудование – точно такое же, как на действующей АЭС. «Тут, поверьте, мы впереди планеты всей! – говорит Сергей Михайлович. – А будущее именно за «быстрыми» реакторами, которые позволят замкнуть так называемый топливный цикл. То есть более полно использовать энергетический потенциал разнообразных радиоактивных элементов». Вот 12-ядерный суперкомпьютер с оперативной памятью 48 ГБ. А вот – лазерный электронный микроскоп с разрешением по высоте 0,1 нм и по горизонтали – 10 нм. Предмет гордости ректора и его коллег – созданная в НГТУ цифровая атомная подстанция мощностью до полутора мегаватт. Стоит она около 180 млн руб., но когда пойдет в серию, цена ее значительно снизится. 

Интересно было послушать и самих студентов-атомщиков. Некоторые из них уже не один раз выезжали под Островец – работали на сооружении АЭС. Летом 2015-го большим студенческим стройотрядом руководил студент первого курса Роман Копылов, обучающийся в магистратуре Института ядерной энергетики и технической физики НГТУ. Важность подобных работ, считает он, в том, что «на стройплощадке ты можешь воочию прикоснуться к аппаратуре, про которую только читаешь в учебниках, увидеть весь курс, который проходишь»: «Ведь на действующую станцию попасть почти невозможно, но даже если вам и удалось это, вам мало что покажут, разве что машинный зал, откуда управляют станцией. Почему? Потому что у вас нет допуска к другому оборудованию, да и радиационный фон повышен». 

Но тут не просто захотел и поехал. Например, в Обнинском университете атомной энергетики конкурс для желающих на месте «повозводить» будущие реакторы был пять человек на место. Ведь это еще и неплохой способ прибавить к стипендии. Начинающий атомщик Копылов признался обозревателю «НГ», что «каждый студент за полтора месяца работ получил в среднем 55 тыс. руб.»: «Я вам скажу, что заработать за такой срок такую сумму для студента очень приятно!» 

Кстати, в Островце студентов (как, впрочем, и всех других строителей) привечают с широкой белорусской гостеприимностью. «Наши ребята приехали из Беларуси очень довольные, потому что жили они в новых домах и кормили очень вкусно», – рассказал «НГ» студент Института электроэнергетики НГТУ Тимур Шарафеев. 

Данные и последующие встречи в Нижнем Новгороде стали возможны благодаря пресс-туру «Энергия будущего для Союзного государства» (СГ), организованному для российских журналистов и их коллег из Белоруссии постоянным комитетом СГ и Международным информагентством «Россия сегодня». Кстати, некоторые из коллег, с которыми довелось работать в туре, в августе были и на стройке под Островцом. И они подтвердили, что все строители единогласно отмечают: условия для работы на Белорусской АЭС намного лучше, чем на других подобных объектах (в России ныне строится восемь АЭС). Это вам не «БАМ какой-нибудь» с палатками да продуваемыми вагончиками. На стройке в Островце всем предоставляется либо комфортабельное жилье, либо комната в новом общежитии. Плюс к тому для некоторых БелАЭС стала и точкой отсчета семейной жизни: приехали парень и девушка из России и встретили вторую половину именно в Белоруссии – в Островецком загсе тому только радуются: хотят остаться в здешних местах, работать на станции. 

Второй «Фукусимы» не будет!

В рамках мероприятия заместитель государственного секретаря СГ Алексей Кубрин убежденно говорил о том, что «на сегодня атомной энергетике альтернативы нет»: «Пока ее доля в общем энергетическом комплексе составляет 12%. Большую же часть занимает энергетика традиционная, всем нам привычная. Солнечная, ветровая, приливная энергетика, о чем немало говорят, составляет лишь долю процента, и перспективы не очень ясны, так как они развиваются бессистемно. Поэтому будущее – за атомной энергией».

Разумеется, в контексте темы всех интересовал фактор Чернобыля и Фукусимы. Кубрин, ссылаясь на данные российских ученых, привел такое сравнение: «После катастрофы на Чернобыльской АЭС в ходе аварий, связанных с угольными станциями, взрывами и с разрушениями гидростанций и подобными случаями, погибло более 17,5 тыс. человек. Со всеми вытекающими последствиями после аварии на атомной станции пострадало более 700 человек. Это убедительно показывает, что при правильном подходе – как во время строительства, так подготовки и организации дальнейшей эксплуатации – ядерная энергетика является более безопасной, чем традиционная». 

В свою очередь, старший вице-президент АО «Атомэнергопроект» по проектированию Юрий Иванов убежден, что проект АЭС-2006 «3+» позволяет избежать всех последствий «Фукусимы»: «В нем полностью реализован принцип единичного отказа: если отказала одна система, а вторая находится в ремонте, то всегда на страже система, которая выполнит все необходимые функции. При этом если и она не выполнит возложенные на нее функции, то включается пассивная система, которая переведет реакторную установку и блок в целом в абсолютно безопасное состояние».

Начальник управления разработки НИИ измерительных систем им. Седакова (предприятие создаст и поставит для БелАЭС автоматизированную систему управления технологическим процессом) Сергей Харченко также уверял, что класс безопасности старящейся станции закладывается довольно высокий. По его словам, она обладает повышенной стойкостью к механическому воздействию, и учитывает особенности пресловутого человеческого фактора. «Тут мы, если хотите, не только учли ошибки прошлого, но и попытались предугадать возможное «невозможное», – скаламбурил он. – Скажем, были учтены природные аномалии, которые возникают раз в столетие». «А если вдруг на станцию свалится авиалайнер?» – спровоцировал специалиста обозреватель «НГ». – «Выдержит!» – энергично заверил атомщик. Про возможный удар нового тунгусского или челябинского метеорита я деликатно спрашивать не стал.

В режимном «Атомэнергопроекте» (он же НИАЭП) довелось познакомиться с Multi-D – инновационной системой управления проектами по сооружению сложных инженерных объектов. Она задействована при строительстве БелАЭС. В чем фишка? В 3D-модели Островецкую станцию «строят» в виртуальном пространстве. Оказывается, это позволяет высчитать, сколько времени и ресурсов необходимо для каждого этапа строительства. На фоне этого выстраиваются четкие графики поставок материальных средств, определяются последовательность и сроки выполнения работ. По словам первого заместителя директора по системной инженерии и информационным технологиям Ивана Уварова, в рамках этой системы можно более эффективно управлять таким параметрами, как бюджет, сроки и качество. Multi-D позволяет избежать многих негативных явлений, которые являются бичом подобных строек. Между прочим, не только Уваров, но и другие нижегородские атомщики отмечали, что белорусы ведут дело под Островцом замечательно: «Там чистота и культура производства, не наблюдается простоев-перебоев». (Невольно подумалось: жаль, что такого Multi-D, наверное, нет на стройке космодрома Восточный.)  

Москва–Нижний Новгород



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1303
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1496
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1608
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3857

Другие новости