Проблема развития Восточной Сибири и арктических регионов на сегодня может решаться за счет добычи углеводородов в этом регионе.
Белла Яковлева. Явление
Главный позитив сегодняшней экономики Восточной Сибири – наличие ресурсного потенциала: уголь и гидроэнергия; золото, цветные и редкие металлы. Именно разработка месторождений цветных металлов являлась последние десятилетия специализацией субконтинента. Производство энергии опирается преимущественно на мощные гидростанции и ориентируется на данный сектор экономики.
Добыча углеводородов в Восточной Сибири до настоящего времени развивалась слабо, особенно если сопоставлять с Западной Сибирью. Запасы углеводородного сырья в регионе рассредоточены по ряду крупных и большому числу более мелких месторождений, удаленных на значительное расстояние друг от друга, от мест потребления и переработки нефти и газа, и расположены в регионах, где отсутствует какая-либо инфраструктура по транспорту углеводородного сырья. Причина – слабое заселение и удаленность от экономического «центра тяжести» экономики России. Расстояние от крупнейших месторождений региона до действующих в регионе систем нефтепроводов по прямой составляет от 570 до 1200 км, магистральная инфраструктура по транспорту газа в регионе до недавнего времени практически отсутствовала.
Результатом негативной доминантой энергетики этого региона стало малое внутреннее потребление производимых в регионе продуктов. Это также объясняет отсутствие эффективных экономических связей с мировыми экономическими центрами вне сектора экспорта цветных металлов.
Реализация проектов по разработке углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока может дать существенный импульс для регионального экономического роста – 9–11% в год. Дилемма такова: ориентировать производство нефти и газа на внутренний рынок или на экспорт? Внутренний рынок Восточной Сибири может потреблять не более 10–15% потенциальной добычи нефти и газа, это энергетическое сырье не выдерживает конкуренции с электроэнергетикой и угледобычей. Важно, что Восточная Сибирь соседствует с экономически сильными странами – потенциальными потребителями энергоресурсов, в первую очередь углеводородов. По логике производство нефти и газа следует ориентировать на экспорт.
В Восточной Сибири и на Сахалине имеется, по данным институтов Газпрома, 18 млрд. баррелей неосвоенных запасов нефти и 196 трлн. куб. м газа. По другим сведениям, этих запасов существенно меньше. Все же, по мнению многих специалистов и институтов, этот регион может поставлять на экспорт до 30 млн. т нефти и 50 млрд. куб. м газа ежегодно. При условии, что будут проведены масштабные геологоразведочные работы и построена система трубопроводов к Тихому океану. Все же на данной стадии не ясно: чем будут заполняться экспортные трубопроводы?
Ввиду сокращения европейского рынка энергоресурсов возникла идея «восточного поворота» западносибирских ресурсов нефти и газа. Естественных препятствий для объединения месторождений в единую систему не имеется. Впрочем, известно, что базовые месторождения региона на грани истощения и намечается выход на арктические шельфы.
Западная Сибирь ориентирована на экспорт газа на Западную и Центральную Европу. Газовая инфраструктура и магистральные газопроводы в Европу были построены тридцать лет назад, продолжают эффективно функционировать и развиваться. Однако расчеты показывают, что подача газа и нефти на Восток из данного региона экономически нецелесообразна в силу расстояний до центров потребления.
Возможны лишь поставки газа и нефти в Северо-Восточный Китай. Поставки в Корею, Японию и страны АТР рациональны только с опорой на месторождения Восточной Сибири.
Из восточносибирских месторождений наиболее исследовано Ковыктинское газоконденсатное месторождение – самое крупное месторождение газа в Восточной Сибири. Оно находится в благоприятных географических условиях, всего в 350 км к северо-востоку от Иркутска. Запасы газа по месторождению доведены до 1,6 трлн куб. м, в том числе по категории С1 – до 1129 млрд куб. м, что составляет 70% от объема запасов. Возможности ежегодной добычи – до 40 млрд. куб. м газа, в том числе на. экспорт газа в страны АТР в объеме 25–30 млрд. куб. м в год.
Экспортная ориентация нефтяной и газовой промышленности российского Востока обусловлена наличием крупных потребителей, в первую очередь Китая и Японии, а также обустроенной зоны Транссибирской магистрали. Конкурируют три варианта выхода восточносибирских энергоресурсов на мировой рынок:
через Улан-Удэ и Читу в Северо-Восточный Китай (Дацин и Харбин), далее в Далянь и в Корею. Протяженность маршрута до побережья Китая – около 3720 км (в том числе по китайской территории – 1770 км). Самый сложный участок газопровода – морская часть трассы (530 км) по дну Желтого моря: рельеф дна и глубины препятствуют прокладке;
через Монголию (вдоль железной дороги Улан-Удэ–Улан-Батор–Пекин) и далее к портовому городу Циндао. Протяженность трассы 3910 км (в том числе по территории Монголии – 845 км, по территории Китая – 1175 км). Морская часть трассы – 580 км. Против этого варианта возражает китайская сторона;
газопровод из Китая через Северную Корею в Южную Корею. В этом случае длина маршрута составит 3810 км, из которых 2010 км проходит по Роccии.
Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан проектной мощностью 80 млн. т нефти в год пройдет из Тайшета севернее озера Байкал, через Сковородино, в тихоокеанскую бухту Козьмина. Начало трубопровода будет находиться на Чаяндинском месторождении нефти и газа в Якутии.
Проводится строительство ответвления для экспорта нефти в Китай мощностью 15 млн. т в год, включая сооружение нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода. Протяженность ВСТО – 2700 км. Нефть вначале будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке строительство должно было обойтись в 11,5 млрд. долл., первый этап в – 6,6 млрд. долл. Позднее только первый этап, включающий морской терминал в бухте Козьмина, оценен в 11 млрд. долл.
Газопроводу Якутия–Хабаровск–Владивосток 27 декабря 2012 года на заседании Госсовета Владимир Путин предложил название «Сила Сибири». Начало трубопровода будет находиться на Чаяндинском месторождении нефти и газа в Якутии. Частично он прокладывается внутри интегрированного коридора вместе со второй частью нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» для экспорта в Японию и поставок на проектируемый нефтехимический комплекс в Приморском.
Из возможных маршрутов транспортировки газа критерию диверсификации отвечает «широтный» газопровод, проходящий вдоль трасс БАМа и Транссиба с выходом к побережью Японского моря. При этом часть объемов газа (до 30 млрд. куб. м) могла бы экспортироваться в виде СПГ, остальная – поставляться российским потребителям или экспортироваться в Китай и Корею по отводам.
Проект открывает перспективу доступа российского газа на рынок сжиженного природного газа во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию, Корею, Тайвань; может обеспечить сбыт сетевого газа в российских регионах прокладки маршрута а также в Корею до 10 млрд. куб. м к 2010–2015 гг.
Перспективными для сбыта российских углеводородов представляются рынки Японии, Кореи и Тайваня с совокупным годовым импортом нефти и нефтепродуктов более 450 млн. т, сжиженного газа – 102 млрд. куб. м. Зависимость этих рынков от ближневосточных и южно-азиатских поставщиков и стремление правительств этих государств диверсифицировать импорт нефти и газа открывают существенные перспективы для сбыта российских углеводородов. Основным импортером газа намечается Китайская Народная Республика, хотя собственная база газодобычи в КНР достаточна: геологические ресурсы природного газа в стране оцениваются в 46,2 трлн. куб. м, в том числе на суше – 39 трлн. куб. м, а подтвержденные запасы составляют свыше 3 трлн. По-видимому, Южная Корея и Китай будут готовы принять российский газ в период с 2010 по 2015 год.
Нетто-импорт сырой нефти в Японии составил в 2010 году 212 млн. т, импорт нефтепродуктов – 45,2 млн. т, при этом основными источниками поставок являлись страны Ближнего Востока (209 млн. т, или 80%), а также Юго-Восточной Азии (34,2 млн. т, или 13%). Рынок Южной Кореи готов принять газ уже «завтра»: объем инвестиций южнокорейских предпринимателей в сектор энергоресурсов в 2011 году составил 7,8 млрд. долл. Требуется единственное: чтобы цены поставок были ниже сложившихся на рынке СПГ. Приемлемое решение – сжатый газ, который может быть поставлен из портов Сахалина и Приморья по ценам примерно европейского рынка.
Для организации поставок КПГ не требуются крупные инвестиции. Доставленные в порты контейнеры с компримированным газом могут принять на борт суда-контейнеровозы. Погрузка в портах в зависимости от величины потока может быть обеспечена и традиционными для портов и специализированными средствами (см. рис.1 – схема энергоснабжения Россия–АТР).
В последнее время появилась информация о начале исследований в Японии по использованию залежей глубоководных метаногидратов – соединения метана и воды на дне глубоководных шельфов прибрежных вод.
Доля сахалинского СПГ в объеме потребления не превышает 8%, но общая зависимость от поставок газа, в первую очередь Ближнего Востока, считается чрезмерной, особенно после последствий аварии на АЭС Фукусима. Однако по мнению экспертов, метаногидриты из-за высокой стоимости добычи смогут ограничить потребление СПГ лишь через десятилетия. Поэтому перспективы экспорта российских энергоресурсов в страны АТР на ближайшие десятилетия вполне надежны.
Добыча и потребление нефти в КНР, млн. тонн в год | Добыча | Потребление | Нетто-импорт |
2010 год | 125–141 | 175–179 | 300–320 |
2020 год (прогноз) | 160–164 | 480–515 | 320–350 |
Добыча и потребление газа в КНР, млрд. куб.м/год. | 2010 | 2020 |
Потребление | 88–120 | 160–205 |
Собственная добыча | 80–90 | 100–120 |
Импорт СПГ | 8–15 | 10–25 |
Потребность в импорте природного газа | 0–15 | 50–60 |
Добыча и потребление газа в Японии и Республике Корея, млрд. куб.м в год. | 2010 | 2020 |
Потребление | 110–130 | 145–180 |
Собственная добыча | 2–8 | 8–11 |
Импорт СПГ | 80–90 | 125–150 |