Республика Корея пока интересуется газом из России.
Фото Reuters
20 декабря прошлого года состоялась встреча посла России в Республике Корея (РК) Константина Внукова с избранным президентом госпожой Пак Кын Хэ, которой было передано личное послание от президента РФ Владимира Путина с поздравлениями по случаю избрания. Во время встречи, подчеркивая свою нацеленность на развитие взаимовыгодных отношений с Россией во всех областях, избранный президент РК особо отметила, что соединение газопроводов, железных дорог и электросетей через Северную Корею очень благоприятно для создания мира и совместного процветания в регионе Северо-Восточной Азии.
В этой связи, как специалист по России, я лично жду начала работы нового правительства с нетерпением.
Оглядываясь на историю развития двусторонних отношений между Россией и Кореей, мы видим довольно большие перемены за небольшой промежуток времени: был «период чрезмерных ожиданий» на начальном этапе, затем был «период разочарования», после которого был «период равнодушного отношения друг к другу», а период с середины нулевых годов до настоящего времени можно охарактеризовать как «период прямых инвестиций корейских предприятий в экономику России», когда обмены между двумя странами заново начали бурно развиваться.
А после того как в 2008 году лидеры двух государств договорились вывести наши страны на уровень «стратегического партнерства», прошло еще пять лет. Последние годы характеризуются «лихорадкой» инвестиций корейских предприятий во главе с «Элджи Электроникс», «Самсунг Электроникс» и «Хёндэ Моторз» в производство в России, и думалось, что в двусторонних отношениях открывается новый горизонт дальнейшего развития. Но кажется, что такая тенденция тоже подошла к своему пределу.
Теперь настал период, когда нужны практические, стратегические проекты, которые дали бы новый стимул для бесконечного развития двусторонних отношений и принесли бы большие сопутствующие эффекты. Если до сих пор «стратегическое партнерство» оставалось лишь на словах, то теперь пора приступать к реальному поиску путей к нему. На данный момент одной из самых актуальных тем для обсуждения может стать проект прокладки газопровода из России в Южную Корею через территорию Северной Кореи, который в последнее время заново приобретает активность.
Значительный сопутствующий эффект могут дать и проект соединения транскорейской железнодорожной магистрали с выходом на Транссиб, который с большим интересом обсуждался под руководством президента Путина в начале нулевых годов, и проект по соединению электросетей при помощи ЛЭП, который начали обсуждать в последнее время по инициативе России. Однако на данный момент именно проект прокладки газопровода оценивается как «самый осуществимый», поскольку уже изучено и подтверждено ТЭО, а также существует возможность прокладки газопровода за довольно короткий отрезок времени. Кроме того, этот проект привлекает наше внимание и в том смысле, что его успешное осуществление может привести к началу двух вышеупомянутых крупномасштабных проектов стратегического значения, в реализации которых Россия больше всех заинтересована.
Нынешнее состояние проекта
С 2008 года переговоры по газовому проекту вели в основном Россия и Южная Корея. А на российско-северокорейском саммите, который состоялся в августе 2011 года, между сторонами были достигнуты договоренности об «общей картине» этого проекта. Но после смерти Ким Чен Ира по известным причинам имеется определенная задержка в реализации проекта.
По «дорожной карте» поставок российского газа в Корею, подписанной КОГАЗом и «Газпромом», которым поручили проект правительства двух стран, к апрелю прошлого года должно было быть заключено соглашение о поставках газа, было запланировано начало строительства газопровода в сентябре 2013 года и начало поставок российского газа в Корею в 2017 году.
В этих ситуациях было бы целесообразно подтвердить необходимость этого проекта для России и Кореи и выдвинуть идеи для принятия дальнейших мер.
Ожидаемые эффекты проекта
Помимо реализации упомянутых двух проектов Россия может ожидать от проекта выгоды в следующих пяти моментах: во-первых, Россия диверсифицирует экспортные линии своего природного газа кроме Европы; во-вторых, конструктивное сотрудничество с Северной Кореей позволит России сыграть ведущую роль в сохранении стабильности на Корейском полуострове и процветании региона Северо-Восточной Азии; в-третьих, в процессе включения Северной Кореи в международное сообщество как нормального и полноценного члена Россия может расширять обмены с соседом на качественно новом уровне; в-четвертых, успехи проекта газопровода расширят возможность сотрудничества с Кореей не только на Корейском полуострове, но и во всем регионе Дальнего Востока, тем самым ускорят инвестирование корейских капиталов в развитие российского Дальнего Востока; в-пятых, успешная реализация проекта послужит хорошим примером для переговоров по газу с Китаем, поскольку Корея уже является рынком, открытым для мирового рынка СПГ, и установлена самая высокая цена на газ по сравнению с ценами мирового рынка. Таким образом, поставки трубопроводного газа в Корею позволят России занять более выгодную позицию в переговорах с Китаем.
Для Южной Кореи, в свою очередь, от проекта ожидаются следующие эффекты: во-первых, Корея может закупить газ в стране, которая находится недалеко от Кореи, и тем самым диверсификация источников импорта энергоносителей послужит укреплению энергетической безопасности; во-вторых, трехстороннее сотрудничество с участием Северной Кореи будет способствовать снижению напряженности на Корейском полуострове и послужит новым толчком в поисках различных способов межкорейского экономического сотрудничества; в-третьих, этот долгосрочный проект определит общее дальнейшее направление двустороннего политического и экономического сотрудничества с Россией.
Газопроводы как прочный фундамент для развития политического и экономического сотрудничества России и РК
Эксперты не раз подчеркивали, что во многих аспектах с точки зрения структуры двустороннего сотрудничества обе страны являются оптимальными партнерами с ясной взаимодополняемостью и партнерами, у которых нет ни конкуренции, ни политических конфликтов. Поэтому газовый проект послужит катализатором всестороннего экономического сотрудничества, начиная с проектов энергоносителей и заканчивая различными проектами по модернизации социальной инфраструктуры, в том числе проект электронного правительства России. По ооновскому рейтингу в настоящий момент РК занимает первое место по уровню реализации электронного правительства. Думается, что опыт Республики Корея может быть полезным в этом деле.
Северная Корея при успешном завершении прокладки газопровода через свою территорию сможет получить экономические выгоды и тем самым накопить положительный опыт получения стабильной и достойной прибыли посредством многостороннего сотрудничества, отказавшись от зависимости от Китая. Это поможет Северной Корее, с одной стороны, развивать сотрудничество с Россией в различных областях, с другой – пойти на реформы и открытость.
В самом процессе постройки газопровода станут возможными создание на Севере новых рабочих мест и поступление различного рода товаров. Это станет «спасательным тросом» для северокорейской экономики, которая находится в «состоянии агонии». Данная косвенная помощь Северной Корее в значительной мере послужит предотвращению ее внезапного распада, чего не желают ни Южная Корея, ни Россия.
Многие международники и специалисты по объединению Кореи склонны считать, что Россия среди прочих приграничных четырех держав сможет сыграть самую положительную роль. В свою очередь, для успешного освоения регионов Дальнего Востока России необходима не только стабильность Корейского полуострова, но в будущем мирное объединение полуострова. Есть надежда, что Россия сможет проявить более активную деятельность в обеспечении стабильности полуострова в качестве непосредственной экономически заинтересованной стороны путем прокладки газопровода на полуострове. Уверена, что прокладка газопровода через территорию Северной Кореи послужит краеугольным камнем мира и стабильности на Корейском полуострове.
Как оценивать риск транзита?
Самую большую озабоченность в прокладке российского газопровода через Северную Корею вызывает возможная провокация со стороны Севера, которая может перекрыть газопровод в целях оказания давления на Юг. Но в условиях полной изоляции со стороны международного сообщества Северная Корея, связанная лишь нитью сотрудничества с Китаем и Россией, вряд ли предпримет провокационные шаги, направленные против непосредственного интереса России. Сегодня наблюдается все большая экономическая зависимость от Китая, но и Россия остается важным традиционным соседом, поставляющим современное оружие.
Стало известно, что во время встречи в верхах в Улан-Удэ в августе 2011 года Россия и Северная Корея рассматривали различные варианты экономического сотрудничества, включая и газовый вопрос. А 17 сентября прошлого года правительства обеих стран подписали Соглашение о списании долгов Кореи перед СССР. Северная Корея посредством ЦТАК дала высокую оценку заключенному соглашению о регулировании долговых вопросов, утверждая, что оно обеспечит новые условия для расширения экономического сотрудничества между Россией и Северной Кореей. В целом видна обоюдная воля укрепления сотрудничества между Россией и Северной Кореей.
В условиях, когда вышеуказанная «дорожная карта» еще не вошла в программу реализации, нам необходимо хладнокровно подумать, какую скорость будем давать данному проекту.
Возможны различные высказывания по этому поводу, однако ясно одно: чем раньше, тем больше вероятность успеха данной работы. По истечении времени могут возникнуть все новые факторы, которые могут осложнять расчеты каждой стороны. Это будет сдерживать темп переговоров, а вероятность провала проекта – все возрастать.
К примеру, при поставке дешевого сланцевого газа из регионов Северной Америки в Корею общественность Кореи может проявить сдержанный интерес к российскому газу. Или при опережающем строительстве комплекса по производству сжиженного газа во Владивостоке, о котором ведутся переговоры между Россией и Японией, или при положительном решении трудного ценового вопроса с Китаем обсуждение по строительству соединения газопровода между Россией, Севером и Югом Кореи может резко терять свой стимул.
Предстоящие задачи
Закладывание фундамента взаимного доверия является самым важным фактором в данной работе. Для этого необходимо создать механизм трехсторонних переговоров. До сегодняшнего дня лишь Россия выступала зачинателем двусторонних переговоров. Но в конечном счете только трехстороннее межправительственное соглашение типа «Зонтичного соглашения», применяемого в практике многосторонних проектов, может возвысить степень доверия как внутри стран, так и в международном масштабе. Чем аккуратнее создавать механизмы регулирования споров в соглашении, таких как «совместную комиссию» и т.п., тем быстрее решатся текущие вопросы, включая и вопросы о финансировании и т.п. А это, в свою очередь, может внести вклад в продвижение труднопроходимых коммерческих переговоров между КОГАЗом и «Газпромом».
При укреплении взаимного доверия можно было бы конкретно рассматривать вопросы по совместным инвестициям, по совместному строительству, по совместному управлению газопроводами и газооборудованием на территории Северной Кореи. Смысл данной работы не ограничивается только экономическими интересами, но и имеет разного рода стратегическое значение для России и Кореи. Следовательно, провал работы по строительству газопровода может нанести большой урон России и Корее. Наступает момент, когда необходимо собрать воедино специалистов и госслужащих для реализации данного проекта, чтобы не терять момента.