0
5816
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

15.01.2013 00:00:00

Британский взгляд

Тэги: климат, безопасность, квоты


климат, безопасность, квоты ETS в Европе – основной компонент политики правительства Великобритании (на фото – Йен Трим).
Фото автора

Первый секретарь посольства Великобритании в Москве, руководитель отдела климатической безопасности Йен Трим совместно с экспертами по вопросам торговли выбросами Министерства энергетики и изменения климата Великобритании ответил на вопросы «НГ-энергии».

– Каков механизм торговли квотами внутри Соединенного Королевства? Ведет ли введение торговли квотами к ограничению выбросов парниковых газов промышленными компаниями? Как это влияет на экономику Великобритании в целом? Как вы оцениваете мнение, что для начала торговли квотами внутри страны необходимо внедрение определенных экологических ограничений, что может замедлить экономический рост?

– Соединенное Королевство начало накапливать опыт в сфере торговли на рынке выбросов парниковых газов с 2002 года – с запуска британской системы торговли квотами (UK ETS) – и стало первой страной в мире, запустившей подобную многоотраслевую систему внутри страны. Практические знания, полученные в результате этого добровольного эксперимента, тестовая версия которого завершилась в 2006 году, легли в основу общеевропейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS). Европейская ETS, стартовавшая в 2005 году, теперь охватывает более 11 тысяч электростанций и промышленных предприятий в 30 странах.

Европейская ETS является основным компонентом политики правительства Соединенного Королевства, направленной на обеспечение соответствия уровня сокращения выбросов целям, поставленным в Великобритании и Евросоюзе. Механизм торговли квотами определяет цену выбросам парниковых газов с целью сократить объем выбросов путем введения материального стимулирования бизнеса и потребителей. Цена на углекислый газ устанавливается через введение ограниченного количества квот. Торговля углекислым газом привлекательна как компаниям с высокоэффективным оборудованием, что позволит заработать на продаже лишних квот, так и фирмам или секторам экономики с высокими издержками на борьбу с загрязнением окружающей среды, которые могут купить недостающие квоты у компаний, которым проще и дешевле снизить негативное воздействие на окружающую среду. Все это в итоге позволяет снизить конечную стоимость продукта.

Первая фаза европейской ETS проходила с 2005 по 2007 год, вторая фаза – с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года, третья фаза стартовала в этом году. С 2012 по 2020 год ETS обеспечит более 50% от запланированных сокращений CO2 в Великобритании. На протяжении второй фазы ETS лимит выбросов был приблизительно на 580 МtСO2e (эквивалент миллиона тонн двуокиси углерода) меньше уровней 2005 года. По всей Европе насчитывается около 11 тысяч промышленных объектов ETS, которые следят за соблюдением оговоренного уровня выбросов, из них около тысячи находится на территории Соединенного Королевства. В первую очередь европейская ETS следит за выбросами парниковых газов в сфере генерации электричества, а также в наиболее энергозатратных областях промышленности, таких как металлургия, обогащение полезных ископаемых, силикатная (в частности, производство цемента), целлюлозно-бумажная и химическая промышленность.

Требования третьей фазы ETS были значительным образом пересмотрены, что позволит добиться к 2020 году снижения уровня выбросов парниковых газов в Евросоюзе на 20% в сравнении с уровнем 1990 года. Это означает, что к 2020 году европейская ETS будет сохранять по 500 МtСO2e в год, что сделает эту систему важнейшим инструментом Евросоюза по борьбе с изменением климата.

Часть квот продается участникам в определенных отраслях экономики через аукционы, а остальные распределяются с использованием исторического подхода, на основе данных об объеме выбросов того или иного участника в прошлом. В Соединенном Королевстве было успешно проведено 28 аукционов по квотам. Таким образом, подобные аукционы стали обычной практикой в коммерческой деятельности. На сегодняшний день мы продали 114,5 миллиона европейских квот и заработали в казну приблизительно 1,2 миллиарда фунтов стерлингов.

– Каким образом России и другим развивающимся странам ввести систему торговли выбросами парниковых газов внутри страны? Как подобная система может повлиять на экономику этих стран?

– Без доступа к данным по выбросам и детального изучения экономики страны достаточно сложно сказать, как именно России следует внедрять систему ETS, это во многом будет зависеть от местных особенностей. Однако европейская модель ETS более семи лет успешно обеспечивала сокращение выбросов парниковых газов и может послужить надежной моделью для других стран в разработке их собственной политики по снижению воздействия.

В развивающихся странах самое разумное ввиду недостаточных возможностей – начать с разработки таких систем на отраслевом и региональном уровнях, что станет первым шагом на пути к национальной системе торговли квотами.

Рыночные инструменты помогают сократить выбросы в мировом масштабе, в первую очередь потому, что они устанавливают цену на CO2 и поощряют наиболее экономичные варианты снижения загрязнения окружающей среды, повышая тем самым экономическую эффективность. Инструменты, которые имеют абсолютное ограничение в виде схем по торговле квотами, также обеспечивают стабильность окружающей среды в пределах определенного уровня выбросов парниковых газов, чего невозможно добиться введением «углеродных» налогов.


По данным IPCC, UNEP и EC Joint Research Center и PBL Netherlands.
Схема предоставлена WWF России

Великобритания определила три основных элемента, на которых следует сконцентрировать основные усилия при разработке и внедрении системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый компонент – это мониторинг, отчетность и проверка данных по текущим выбросам (MRV – monitoring, reporting, verification), что лежит в основе схемы торговли квотами. В этом плане нормы европейской системы торговли квотами по мониторингу, отчетности и проверке данных (EU ETS MRV Guidelines) могут оказаться хорошим подспорьем. Второй компонент состоит из политики и правовой реформы, которые позволят внедрить необходимую нормативно-правовую базу, а третий – из институциональной реформы, чтобы эффективно управлять системой и следить за исполнением норм, которые она устанавливает.

Разработка надежной системы торговли квотами с жесткими ограничениями должна подать ценовой сигнал, чтобы поддержать низкий уровень выбросов CO2 в каждой конкретной отрасли производства и стимулировать последовательный экономический рост.

В 2011 году мировой рынок CO2 оценивался в 176 миллионов долларов, чему во многом способствовала европейская ETS. Этот новый сектор мировой экономики создал ряд коммерческих возможностей и позитивно отразился на национальных экономиках стран – участниц Евросоюза.

– Что вы думаете о проблеме «парниковой миграции», когда развитые страны переносят свое «грязное» промышленное производство в развивающиеся?

– Мы признаем ценный вклад производственного сектора в экономическую деятельность Соединенного Королевства. В связи с этим необходимо держать энергоемкие сектора экономики на конкурентоспособном уровне в рамках соответствующего рынка.

Мы считаем, что риск «парниковой миграции» ограничен лишь небольшим числом секторов промышленности. Наша позиция подтверждается рядом исследований, включая «Климатические стратегии» (Climate Strategies (UK) Reports 2007–2009), исследования немецкого института Oeko, а также отчет Cambridge Econometrics 2010 года.

На третьей фазе, согласно директиве европейской ETS, чтобы ограничить риск «парниковой миграции», поощряется бесплатное размещение квот. Мы поддерживаем такую схему в отсутствие международного соглашения по климату. Мы верим, что пропорциональное бесплатное размещение квот поможет снизить нагрузку на сектора промышленности, где высок риск «парниковой миграции», и это приведет к снижению данного риска без введения дополнительных барьеров в международной торговле.

– По мнению ряда экспертов, именно «парниковая миграция» мешает развивающимся странам присоединиться к Киотскому протоколу. Не будет ли справедливее принимать во внимание выбросы парниковых газов исключительно от их собственных производственных мощностей?

– 192 страны ратифицировали Киотский протокол, из которых 37 индустриальных стран имели юридические обязательства по ограничению парниковых выбросов в рамках первой фазы протокола. Вторая фаза протокола была одобрена на Конференции по изменению климата в Дохе (COP18, проходила с 26 ноября по 7 декабря 2012 года) и рассчитана на восемь лет, вплоть до 2020 года.

Развивающиеся страны не имеют юридически обязывающих ограничений по Киотскому протоколу, хотя многие дали не имеющие обязательной юридической силы заверения относительно уменьшения воздействия на окружающую среду в соответствии с рамочной Конвенцией ООН об изменении климата (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC). На конференции в Дохе удалось добиться признания того факта, что сейчас более 80% выбросов парниковых газов в мире зависят от действий как развитых, так и развивающихся стран. В Дохе страны вновь подтвердили свое обязательство, данное еще в рамках COP17 в Дурбане, прийти до 2015 года к глобальному юридически обязывающему соглашению, которое должно вступить в силу с 2020 года. На 2013 год уже назначены встречи для обсуждения формы и содержания этого соглашения.

У Великобритании нет данных, подтверждающих, что «парниковая миграция» может мешать развивающимся странам присоединиться к Киотскому протоколу; обязательные положения протокола распространяются только на страны, указанные в «Приложении 1» конвенции, куда не входят развивающиеся страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1670
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1580
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2622
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3649

Другие новости